15–17 ноября в Москве и Подмосковье проходила Вторая международная школа молодых ученых «Изучение преодоления социокультурных угроз в исторической динамике». Она была организована Международным научно-образовательным центром истории Холокоста и геноцидов и Научно-образовательным центром когнитивных программ и технологий Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) при поддержке Научно-просветительного Центра «Холокост», Российского еврейского конгресса и Информационного центра ООН в Москве.
Школа прошла в рамках проекта №17-78-30029 «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование», реализуемого на базе РГГУ и финансируемого Российским научным фондом. Школа носила отборочный характер: по итогам пятеро участников представят свои работы в штаб-квартире ЮНЕСКО и Сорбонне в Париже летом следующего года. Лучшие работы будут опубликованы в следующем, 16-м выпуске сборника «Мы не можем молчать… Школьники и студенты о Холокосте».
Участниками школы стали 20 студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых из Армении и 12 регионов России (в их числе – студентка и магистрант РГГУ). В качестве экспертов были приглашены 10 ведущих специалистов в области изучения и преподавания истории Холокоста и геноцидов из университетов и научных учреждений Москвы, Архангельска, Магнитогорска и Орла.
Открытие Школы состоялось в Зале заседаний Ученого Совета РГГУ. С приветствиями выступили ректор РГГУ Александр Борисович Безбородов, заместитель директора Информационного центра ООН в Москве Владимир Станиславович Павинский, а также проректор по международному сотрудничеству РГГУ и руководитель проекта Вера Ивановна Заботкина.
Работа школы началась с мастер-классов. Первый провели В.И. Заботкина, д-р филол. наук, проф., руководитель НОЦ когнитивных программ и технологий РГГУ (г. Москва) и В.И. Тюпа, д-р филол. наук, проф., зав. кафедрой теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ (г. Москва), выступив с темой «Социокультурные угрозы: концептуальные основы изучения». Этот мастер-класс погрузил участников в общую методологию изучения социокультурных угроз, а также ознакомил с содержанием проекта, в рамках которого проходила школа. Далее выступил В.А. Надеин-Раевский, канд. филос. наук, научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН (г. Москва) с лекцией об истории геноцида армян, а также проблем его признания и отрицания на современном этапе. Многие участники школы отметили, что лекция помогла впервые обратить их внимание на эту тему и проблематику геноцидологии в целом – только начинающей развиваться в нашей стране.
Мастер-класс И.В. Быстровой, д-ра ист. наук, проф. кафедры истории новейшего времени РГГУ, вед. научн. сотрудника Института российской истории РАН (г. Москва) был посвящен деятельности Уинстона Черчилля по противодействию преступлениям нацизма. На основе документов личного архива Черчилля, которые хранятся в Кембриджском университете, было освещено его истинное отношение к Холокосту, включающее мучительный процесс поиска решения, которое могло бы помочь положить конец бесчеловечной политике нацистов в отношении евреев. Заключительный мастер-класс первого дня работы школы был проведен А.А. Котовым, канд. филол. наук, ст. научн. сотрудником НОЦ когнитивных программ и технологий РГГУ (г. Москва), который постарался на конкретных примерах ознакомить участников с механизмами функционирования «Машины Оруэлла» и методами создания воздействующих текстов. В ходе мастер-класса состоялась дискуссия о том, насколько могут быть применимы подобные методики в дебатах с отрицателями Холокоста. В завершение дня участники школы, а также пять лекторов отправились в Подмосковье, где им предстояло провести еще два дня работы.
16 ноября началось с выступлений участников в рамках первого секционного заседания «Холокост: проблемы источниковедения и историографии», модерируемого И.А. Альтманом, канд. ист. наук, проф. РГГУ, директором МНОЦ истории Холокоста и геноцидов РГГУ и М.В. Гилевой, аналитиком центра (г. Москва). На секции были заслушаны пять докладов: Елизаветы Солодовниковой, студентки НИУ «Высшая школа экономики» (г. Москва), о Холокосте в Винницкой области в период нацистской оккупации; Максима Трандафилова, магистранта Тверского государственного университета, об отношении к еврейскому Сопротивлению на территории Польши в годы оккупации; Дарьи Блиновой, магистрантки Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, об особенностях как исторического источника устных воспоминаний детей – бывших узников гетто; Романа Дрожжина, студента Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, об изучении Холокоста зарубежными исследователями; а также Марии Гилевой о Холокосте на территории СССР в американской историографии.
Дискуссия о проблемах истории и историографии Холокоста продолжилась мастер-классом И.А. Альтмана, выступившего с лекцией об Олимпийских играх 1936 г. в Германии, в которой он отразил судьбы еврейских спортсменов, возможности альтернатив этим играм, а также их последствия. Логичным продолжением выступления стал разговор о формировании устойчивого исследовательского интереса к изучению этой темы, который организовал А.Е. Фельдт, канд. ист. наук, доц. кафедры всеобщей истории Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск) совместно с Марией Гилевой. Участникам было предложено порассуждать, из чего может складываться мотивация к научному осмыслению Холокоста, а также в ходе работы в группах попытаться сформулировать историографические подходы к пониманию этой темы на основе нескольких десятков наименований известных монографий отечественных и зарубежных исследователей.
Второе секционное заседание было посвящено проблемам сохранения памяти о Холокосте и геноцидах, его модерировали А.Е. Фельдт и А.А. Антонян, аналитик МНОЦ истории Холокоста и геноцидов РГГУ. С докладами выступили: Андрей Гросс, магистрант Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону), рассказавший о том, как в интернет-пространстве исключается Холокост из памяти о Великой Отечественной войне (на примере ростовской Змиевской балки); Евгений Власов, студент Костромского государственного университета, который поделился результатами социологического опроса, проведенного им и его коллегой в студенческой среде Костромы; Алёна Мухина, студентка САФУ им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск), которая, в свою очередь, проанализировала опросы общественного мнения в США и степень отражения ими особенностей исторической памяти о Холокосте в этой стране; Павел Анисимов, магистрант РГГУ, осветивший память о Холокосте в Норвегии; Армине Антонян, которая провела сравнительный анализ памяти о геноциде армян и Холокосте.
Проблематика третьей секции касалась признания и отрицания Холокоста и геноцидов, ее модерировали Д.В. Аронов, д-р ист. наук, проф., зав. кафедрой теории и истории государства и права Государственного университета – учебно-научно-производственного комплекса (г. Орел) и И.А. Альтман. Были заслушаны доклады: Ксении Волковой, студентки Вологодского государственного университета, об отрицании Холокоста в российском Интернет-пространстве и возможных способах противодействия этому; Ангелины Судейкиной, студентки Саратовской государственной юридической академии, об уголовной ответственности в России за фальсификацию истории Холокоста; Оксаны Колпиковой, студентки Северо-Кавказского федерального университета (г. Ставрополь), о программах ЮНЕСКО в области просвещения о Холокосте; Анны Друцэ, сотрудницы Информационного центра ООН в Москве, соответственно, о деятельности ООН по противодействию отрицания Холокоста и геноцидов; Евгения Булыгина, магистранта Тверского государственного университета, о геноциде в Сребренице. День завершился мастер-классом Д.В. Аронова на тему «Запрет отрицания Холокоста в международном праве и национальном законодательстве».
17 ноября началось с заключительной секции под названием «Искусство как инструмент пропаганды и сохранения памяти о Холокосте и геноцидах». Под руководством модераторов С.А. Тиханкиной, канд. филос. наук, руководителя образовательных программ Научно-просветительного Центра «Холокост» (г. Москва) и М.Н. Потемкиной, д-ра ист. наук, проф., зав. кафедрой всеобщей истории МГТУ им. Г.И. Носова, были заслушаны и обсуждены 5 докладов. Первым выступил Андрей Чухарев, студент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Москва), рассказавший об отражении Геноцида армян в иллюстративном и агитационно-массовом искусстве Франции, Великобритании и США. Даниил Борисевич, студент Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород) рассмотрел антисемитскую пропаганду на оккупированной территории Северо-Запада России как средство разобщения населения. Эстер Мебония, студентка Московского педагогического государственного университета осветила участие лидеров католической церкви Ватикана и Франции в спасении еврейского народа в период Второй мировой войны. Владимир Мусийчук, магистрант Краснодарского государственного института культуры, посвятил свое выступление методу искусствотерапии, применяемому в Терезине известной художницей Фридл Дикер-Брандейс, а также супругам Макаровым, сделавшим большой вклад в мемориализацию ее деятельности. Заключительный доклад Алины Мелентьевой, студентки РГГУ, был посвящен политике памяти о Холокосте в России на примере фильмов «Рай» А.С. Кончаловского и «Собибор» К.Ю. Хабенского.
После завершения секции модераторы провели заключительные мастер-классы. М.Н. Потемкина прочла лекцию о восприятии «эвакуированного еврея» в годы Великой Отечественной войны и «трудового мигранта» в современной России, а также провела опрос по теме выступления среди участников школы. С.А. Тиханкина обсудила с участниками влияние текстов учебной литературы и СМИ на формирование исторических мифов в социокультурной среде. Молодые ученые поработали с выдержками из современных учебников по истории России, выявили недостоверную информацию об истории Холокоста и обсудили возможности формирования на ее основе мифов.
Подведение итогов школы состоялось за круглым столом, где каждый получил возможность высказать свои впечатления и пожелания организаторам.