29 января 2007 года состоялось заседание Ученого совета РГГУ. Оно было посвящено актуальным вопросам модернизации учебного процесса и внедрения современных образовательных технологий, открытию в университете новых подразделений, образовательных программ и специальностей.
29 января 2007 года состоялось заседание Ученого совета РГГУ. Оно было посвящено актуальным вопросам модернизации учебного процесса и внедрения современных образовательных технологий, открытию в университете новых подразделений, образовательных программ и специальностей.
Открывая заседание, ректор РГГУ Е.И. Пивовар подчеркнул, что вопросы, предложенные для рассмотрения, в настоящее время волнуют все вузовское сообщество, поскольку от их решения зависит реализация главной цели, стоящей перед российской высшей школой – повышение качества образования.
Решением Ученого совета Ирвину Вайлу, профессору Северо-Западного Университета штата Иллинойс (США), и Дайсаку Икеда, известному японскому общественному и политическому деятелю, философу, писателю и поэту, в знак признания их высоких заслуг в области просвещения, культуры и международных отношений в соответствии с уставом были присуждены звания почетного доктора (HONORIS CAUSA) РГГУ. Е.И. Пивовар особо отметил роль И.Вайла и Д.Икеда в укреплении научных и культурных связей, обмене опытом между Россией, США и Японией.
Первый проректор - проректор по учебной работе В.В.Минаев в докладе, посвященном применению современных университетских образовательных технологий, охарактеризовал основные направления развития российской образовательной системы и вытекающие отсюда задачи для РГГУ. Он напомнил, что для вступления России в Болонский процесс всем вузам необходимо выполнить ряд важных условий, таких как переход на двухуровневую систему (бакалавриат-магистратура) с применением сопряженной двухступенчатой схемы подготовки «интегрированного» магистра по ряду наукоемких специальностей, формирование Национальной системы квалификации, соответствующей единой Европейской системе, использование компетентностного подхода, заключающегося в разработке программ, ориентированных на результат образования, применение системы зачетных единиц (кредитов) и модулей. В.В. Минаев особо подчеркнул, что разрабатываемый в настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения (ФГОС-3) составлен на основе положений Болонской системы. До 2010 года все российские вузы должны будут перейти на двухступенчатую систему.
Членам Ученого совета было предложено рассмотреть основные направления деятельности РГГУ по переходу на двухуровневую систему подготовки на 2007-2010 гг., предусматривающие, в частности, формирование новой образовательной среды, разработку соответствующей нормативной базы, составление образовательных программ на основе ФГОС-3, переподготовку преподавателей, разработку новых нормативов качества, внедрение образовательных программ по лицензированным направлениям подготовки бакалавров и магистров, а также открытие экспериментальной образовательной программы бакалавриата по направлению «Историко-архивоведение» и «Документоведение».
Заведующая кафедрой истории и теории культуры факультета истории искусства Г.И. Зверева в своем выступлении, посвященном проблемам инструментализации фундаментального гуманитарного образования, акцентировала внимание на том, что системные преобразования в российском образовании должны быть направлены на формирование гуманитарно-личностной модели подготовки, ориентирующей выпускника на профессиональный рост, инновационные формы и методы обучения, выработку способностей оперативно решать задачи, поставленные рынком и обществом.
Декан философского факультета РГГУ В.Д. Губин поставил вопрос о месте философии в современном образовании. Он отметил, что философия принадлежит к числу важнейших наук, развивающих самостоятельное мышление, а потому призвал уделять больше внимания преподаванию этой дисциплины в университете.
Начальник методического управления Е.Н. Евсеева обратила внимание на недостаточную обеспеченность университетских подразделений учебно-методическими материалами. Вместе с тем, она в целом позитивно оценила существующую в настоящее время систему взаимодействия с подразделениями, предусматривающую их самостоятельность при определении приоритетности подготовки и издания материалов. Е.И. Евсеева подчеркнула важность учета особенностей современного молодого поколения при составлении учебно-методических материалов.
Резюмируя прозвучавшие выступления, Е.И. Пивовар призвал к активизации работы руководителей подразделений университета по модернизации образовательного процесса, учебных планов и программ в соответствии с современной стратегией развития российского образования, в том числе, переходом на двухуровневую систему подготовки студентов.
Ученый совет принял решение о создании отделения краеведения и историко-культурного туризма в Историко-архивном институте. В составе нового отделения будут сформированы учебно-научный центр исторического краеведения и москвоведения, кафедра региональной истории и краеведения, а также кафедра москвоведения. По словам академика РАО, руководителя Центра исторического краеведения и москвоведения РГГУ С.О. Шмидта, создание отделения вызвано возросшим интересом общественности к местной истории и культуре, экскурсионно-туристскому делу.
Заведующий отделением интеллектуальных систем Института лингвистики РГГУ В.К. Финн остановился на проблеме взаимодействия естественно-научного и гуманитарного знания в РГГУ. По его словам, развитие компьютерной науки и информационных технологий создали новые возможности для организации исследовательского и образовательного процесса. Вместе с тем, по его мнению, речь должна идти о междисциплинарном подходе в исследованиях, но и в коем случае не о подчинении гуманитарных дисциплин естественно-научным. Развивая данную проблематику, руководитель Центра проблемы исторического познания ИВИ РАН К.В. Хвостова подчеркнула, что естественно-научное и гуманитарное знания должны дополнять друг друга, а не соперничать между собой.
Ученый совет одобрил предложенную деканом юридического факультета ИЭУП РГГУ Н.И. Косяковой концепцию профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению «Юриспруденция». По ее словам, данная программа разработана с учетом базовой подготовки студентов-юристов на юридическом факультете РГГУ, и высококвалифицированный преподавательский состав в состоянии обеспечить подготовку специалистов в соответствии с новыми требованиями.
Также Ученый совет одобрил концепцию и учебные планы новых специальностей среднего профессионального образования в Гуманитарном колледже РГГУ: правоведение, техника и искусство фотографии и туризм. Представляя концепцию, директор Гуманитарного колледжа М.Г. Гришунькина отметила, что данные специальности вводятся в соответствии с доктриной непрерывного образования в России.
Члены Ученого совета вынесли решение о представлении к ученому званию профессора по кафедре этнологии О.Ю. Артемовой и Д.М. Бондаренко, к ученому званию доцента по кафедре теоретической и исторической поэтики В.Я. Малкиной, утвердили экспертное заключение Института восточных культур и античности по представлению Раджабова Аскарали (Таджикский государственный национальный университет) к присвоению ученого звания профессора по кафедре истории древнего мира и средних веков.