5 марта 2007 г. в Музейном центре РГГУ в рамках специальной программы Второй Московской биеннале современного искусства открылись международная выставка Katoptron (Направление взгляда зеркала), а также выставка Никиты Алексеева «54 ЗИМЫ».
5 марта 2007 г. в Музейном центре РГГУ в рамках специальной программы Второй Московской биеннале современного искусства открылись международная гендерная выставка Katoptron (Направление взгляда зеркала), а также выставка Никиты Алексеева «54 ЗИМЫ». На открытии выставок выступили директор Музейного центра РГГУ И.В. Баканова, а также художники-авторы представленных работ.
Выставка Katoptron была организована Музейным центром РГГУ и Автономной некоммерческой организацией культуры «Творческая лаборатория ИНО (Искусство, Наука, Образование)». Katoptron (древнегреч.) является одним из нескольких имен Зеркала, а также обозначает направление взгляда или отражения. В античной мифологии зеркальное отражение световых лучей символизировало растворение бога Диониса в мире, означало сохранение его внутреннего единства в бесконечном многообразии эманаций-отражений. «Гефест сделал зеркало для Диониса, отразившись в котором и рассмотревши в котором свое изображение, этот бог эманировал во всецелую делимую демиургию». Зеркало является и символом Венеры, считается непременным атрибутом женщины, в зеркало смотрятся ведьмы и феи, задают вопросы и получают ответы. Правдивые или кривые, зеркала порой бьются, и из осколков зеркальной мозаики картину мира можно выстраивать снова.
В проекте Katoptron роль зеркала отведена женскому взгляду на общественные и социальные, философские и мифологические, собственно женские аспекты бытия. Здесь зеркало – это и поверхность экрана, и проекция отражений, и эманация женского взгляда «во всецелую делимую демиургию». Произведения художниц – фрагменты мозаики, которые не обязаны сложиться в единое целое.
Центральная работа на выставке Никиты Алексеева «54 ЗИМЫ» – двенадцать больших рисунков серебристо-черного цвета на красной бумаге. На каждом – дерево под снегом. Вроде одинаково и скучно, но, как обычно, красиво. Человеческая жизнь монотонна, иногда много лет подряд мы видим каждой зимой один и тот же пейзаж за окном. А история, как жизнь, - поток. Её представить можно чем-то наподобие темного коридора, редко озаряемого яркими вспышками. Никита Алексеев рассказывает о таких моментах, случившихся в разное время и в разных местах, но обязательно с декабря по март. Он предлагает отстраненное созерцание истории за период, который он застал с момента своего рождения (1953) по настоящее время (зима 2007 года).
Большое панно сопровождают сорок два маленьких рисунка, каждый из них снабжен объяснением, что исторически важного случилось в ту или иную зиму. Выставка «54 ЗИМЫ» своего рода «зимние хроники» второй половины ХХ – начала ХХI века.