9 апреля в Российском государственном гуманитарном университете состоялось второе заседание семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики».
9 апреля в Российском государственном гуманитарном университете состоялось второе заседание семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». На встрече с докладом «Советский Союз - рай для детей?» выступила профессор Оксфордского университета Катриона Келли, автор многих книг и статей по истории русской литературы, культуры, социальной истории, истории детства.
Катриона Келли отметила, что многие архивные данные советского периода прямо противоречат официальным лозунгам о «счастливом детстве». В источниках 1920-х - 1950-х годов фиксируются бесчисленные случаи недоедания, драк между воспитанниками детских домов, правонарушений, совершенных бездомными детьми. При этом официальные воспоминания и интервью представляют детство в Советском Союзе в большей степени в светлых тонах. Кроме того, Катриона Келли подчеркнула, что в многие люди, опрашиваемые ею ходе работы над историей российского детства в 20 веке, уверяли, что у них было счастливое детство.
Профессор обратила свое внимание на то, что, на первый взгляд, советские представления о детском счастье похожи на изображения христианского рая. Черты «рая для детей» мало изменились (как и в христианском рае, дети находились, когда им было радостно, словно в светлом, цветущем саду). Катриона Келли подчеркнула, что создаваемый официальной пропагандой советский детский рай являлся скорее идеалом, абстракцией. По мнению исследователя, миф о Советском Союзе как месте абсолютного счастья детей не имеет аналогов ни в православии, ни в народных верованиях. Катриона Келли подчеркнула важное различие между христианским раем и советским «раем», которое состоит в том, что советский «рай» можно было сделать еще лучше, и это зависело, согласно государственной идеологии, от самих советских людей.
Исследователь отметила, что следует иметь в виду, что лозунги о «счастливом детстве» стали активно использоваться с середины 1930-х, когда советское государство усердно реабилитировало ценности традиционной семьи и авторитет родителей. Катриона Келли отметила, что в реальности число, так называемых, образцовых семей было довольно низким. В первые десятилетия существования СССР уход многих родителей за «отпрысками» в лучшем случае ограничивался заботой о том, чтобы дети были сыты, одеты, обуты. При этом родители из среды интеллигенции часто считали, что семейную жизнь они строят не в соответствии с государственной идеологией, а вопреки ей. В результате, культурные институты и практики, которые удачнее всего воплощали идею о Советском Союзе как месте детского счастья, воспринимались многими гражданами как «райские» именно потому, что часто они не соответствовали действительности. В постсоветское время, в период экономического и социального кризиса 90-х годов, образ советского детства стал восприниматься как «потерянный рай».
В заключение Катриона Келли подчеркнула, что, несмотря на несоответствие образа детского рая в СССР реальной действительности, идея о счастливом детстве являлась важным элементом государственного развития Советского Союза, способствующим укреплению общества, формированию чувства социальной солидарности.