11 мая в РГГУ состоялось очередное заседание семинара «Культура детства: норма, ценности, практики».
11 мая в РГГУ состоялось очередное заседание семинара «Культура детства: норма, ценности, практики». Его темой стало влияние политики и идеологии на детей.
Кандидат филологических наук, старший преподаватель ЛГУ им. А.С.Пушкина (Санкт-Петербург) С.Г. Леонтьева выступила с докладом «Дети и идеология: пионерский случай». Она подробно разобрала и проанализировала тексты, предназначенные взрослыми для усвоения детьми – пионерский девиз, пионерскую клятву, законы пионеров, в меньшей степени пионерский устав. Докладчица отметила удивительную особенность исследований пионерии. Дело в том, что, работая с этим уникальным материалом, выросший в Советском Союзе исследователь становится одновременно и объектом исследования.
С.Г. Леонтьева указала на очевидные заимствования из скаутской традиции, к каковым относятся, в частности, всем известный пионерский лозунг и первоначальный текст пионерского обещания. Она отметила, что это связано, в частности, с тем, что часть первых пионерских вожатых имела скаутское прошлое. С.Г. Леонтьева рассказала об изменениях в тексте пионерской клятвы, об основных этапах работы над этим текстом, о традициях приема в пионеры на разных этапах существования организации.
Докладчица обратила внимание собравшихся на трансформацию понятия «пионер», которое в послевоенные годы постепенно переплелось с понятием «школьник». Она с сожалением отметила, что, хотя в докладе подробно рассматривается информация, предназначенная взрослыми для политического воспитания детей, исследователям будет крайне трудно выяснить, что именно из предложенного материала реально усваивалось школьниками, в каком объеме и в какой форме воспринимались эти тексты. Пионерская тема, знакомая значительной части аудитории не понаслышке, вызвала оживленную дискуссию, основанную как на исторических и лингвистических познаниях, так и на личном опыте.
Старший преподаватель кафедры немецкого языка РГГУ Е.Л. Иванова представила обзор немецкой литературы о политическом воспитании детей и юношества. Авторы рассмотренных ею работ указывают на необходимость развития у детей интереса к политике и привычки к активному участию в решении вопросов, имеющих к ним непосредственное отношение. Однако меры, которые предпринимаются для этого в настоящее время, вызывают у них скептическое отношение.
Семинар завершился презентацией сайта «Антропология советской школы», проведенной аспирантом кафедры общего языкознания СПбГУ К.А. Маслинским. Целью проекта является изучение феномена советской школы с различных точек зрения. В центре внимания оказываются учебные тексты и образовательные программы, образ учителя и роль пионерской организации – словом, то, что определяло облик советской школы.