14-15 мая 2007 г. на Факультете истории искусств Российского государственного гуманитарного университета прошла Всероссийская научная конференция «Визуальные стратегии в искусстве: свет, тень, отражение».
14-15 мая 2007 г. на Факультете истории искусств Российского государственного гуманитарного университета прошла Всероссийская научная конференция «Визуальные стратегии в искусстве: свет, тень, отражение».
Целью настоящей конференции являлось обсуждение света, тени и отражений как важнейших средств художественной выразительности в архитектуре, живописи, скульптуре, фотографии, кино, телевидении, перформансе и видео-арте. Для обсуждения исторической динамики света тени и отражений в контексте различных художественно - исторических парадигм конференция была разделена два тематических блока. Первый был посвящен обсуждению роли света, тени и отражений в контексте художественных направлений модернизма и постмодернизма; второй - роли света, тени и отражений в контексте художественных культур Древнего мира, Средних веков, Возрождения и Нового времени.
В состав участников вошли как известные ученые, так и молодые исследователи Российского государственного гуманитарного университета, Российского института искусствознания, Российского института культурологии, Московского государственного университета, Театрального института им. Б.Щукина, Гуманитарного института телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, Европейского университета в Санкт-Петербурге, Московского государственного педагогического университета, музея – заповедника Пскова, Госуниверситета г. Воронеж, Академии управления г. Тольяти
Конференцию открыл проректор по научной работе РГГУ профессор Д.П.Бак, который отметил актуальность затрагиваемой на конференции проблематики, ее привлекательность для междисциплинарных исследований. Д.П. Бак поприветствовал участников и гостей конференции, отметил разносторонний характер докладов, обширную научную географию, представленную именами ученых из различных научных учреждений г. Москвы, а также приехавших из Санкт-Петербурга, Тольяти, Воронежа, Пскова.
Со вступительным словом выступила декан факультета истории искусств, директор Музейного центра РГГУ И.В. Баканова, которая отметила, что исследования света, тени и отражений, как специфических характеристик визуальности в изобразительном искусстве – серьезный стимул для обновления методологии истории искусства и ее интеграции в структуру гуманитарного знания.
14 мая тематика докладов была связана с обсуждением роли света, тени и отражений в искусстве модернизма и постмодернизма. В докладах Е.В. Шахматовой (Москва) «Черный квадрат» К.Малевича в свете мистических учений Востока», Г.А. Загянской (Москва) «Белое и черное как носители цветового начала. Теория и практика Владимира Фаворского» были поставлены проблемы внутреннего диалога мастеров авангарда с представлениями о свете, тени и отражении в религиозных учениях Востока и Запада.
В докладах Е.А. Якимович (Москва) «Фотография: зеркало реальности или отражение невидимого», Н. В. Смолянской (Москва) «От тени к проекции: трансформация концепции изображения в эпоху кинематографа и новых технологий», А. С. Тюпкина (Москва) « Светотень и ее восприятие», А.А. Деникина (Москва) «О некоторых особенностях художественного языка современного видео», Т.А. Дьяковой (Воронеж) «Свет и отражения в лэнд-арте», И.Н. Захарченко (Москва) «Свет как фактор формирования «музея без стен», О. В. Ефремовой (Тольяти) «Свет как элемент тектоники и пластики архитектурных пространств» были затронуты проблемы новой эстетической роли светотеневых проекций, рассмотрены их функции в фотографии, видеоперформансах, кино и телевидении, новой музейной архитектуре, светодизайне и ленд-арте.
15 мая обсуждались проблемы света, тени и отражений в искусстве от Древнего мира, Средних веков, Возрождения, Нового времени. В докладе В. Г. Белозёровой (Москва) «О светотени в традиционной китайской живописи» были рассмотрены проблемы соотношения эстетической и живописной сущности категорий света и тени в истории живописи Китая.
В докладах Е. А. Тюниной (СПб) «Свет и тень в скульптуре: анализ особенностей «линейного» и «живописного» стилей», М. С. Стравец (Москва) «Стиль как отражение «Kunstwollen», Г. Н. Иншаковой (Москва) «К вопросу о роли зеркальных изображений на древнегреческих украшениях», Д. А. Калиничева (Москва «Использование принципа отражения в композиционных приемах аттической вазописи 570-540 гг. до н.э.» были затронуты вопросы методологии изучения света и тени как элементов образного языка скульптуры и орнаментики.
В докладах В. М. Рожнятовского (Псков) «Отражения от поверхности воды как часть световой декорации древнерусского храма.», Н. Ю. Вавилиной (Москва) «Эксперимент с зеркалом Филиппо Брунеллески в контексте художественных, философских и естественнонаучных взглядов кватроченто», Л. Ю. Лиманской (Москва), А.В. Костина (Москва) «К вопросу о влиянии трактата Франса Агилона «Opticorum libri sex» на живописные эксперименты П.П.Рубенса», Е.В. Васильевой (Москва) «Естественная магия» в пространстве камеры – обскуры: свет и тень как средства зрелищного восприятия живописи XVII – XVIII вв.» были рассмотрены проблемы светотеневых проекций в контексте эволюции естественнонаучных и философских представлений от средних веков до нового времени.
В завершение основной части конференции состоялась дискуссия между участниками конференции, были затронуты возможные перспективы дальнейшего сотрудничества, совместных проектов и публикаций.