27 мая 2007 года состоялась встреча студентов РГГУ с представителями благотворительного фонда поддержки военно-морского флота «Крейсер «Варяг».
27 мая 2007 года состоялась встреча студентов РГГУ с представителями благотворительного фонда поддержки военно-морского флота «Крейсер «Варяг». Целью встречи стало участие студентов РГГУ в объявленном фондом молодежном конкурсе на проект памятника легендарному крейсеру.
PR-директор проекта И.Ю. Крылова рассказала студентам о деятельности фонда в целом и конкурсе в частности. Предложения участников, возраст которых не должен превышать 40 лет, будут оценены профессиональным жюри, а лучшая идея будет воплощена в памятник на месте гибели «Варяга». Он будет сооружен в поселке Ленделфут в Шотландии – рядом с тем местом, где покоятся останки корабля.
Главный редактор журнала «Морская кампания» С.А. Балакин напомнил студентам о пути легендарного крейсера, в частности, рассказал о том, что с ним произошло после подвига в 1904 году в корейском порту Чемульпо. Поднятый вскоре после затопления, «Варяг» успел послужить и под японским флагом, и вернуться в состав русского флота, прежде чем был отправлен в Англию на ремонт, а затем продан на лом в Германию. Однако в Ирландском море крейсер сел на мель и затонул. Точное место его гибели – в 500 метрах от берега Шотландии - было обнаружено только в 2003 году экспедицией Алексея Денисова.
Декан Факультета истории искусства РГГУ И.В. Баканова призвала студентов подумать над тем, как пластическими средствами в контексте современной культуры можно отдать дань прославленному подвигу. Она напомнила, что памятник будет установлен за пределами России, а потому авторам предстоит создать проект, который мог бы заинтересовать, и просветить зарубежную общественность.
Сама идея установки памятника «Варягу» на месте его гибели, в Шотландии, вызвала у студентов неоднозначную реакцию: были высказаны мнения, что памятник «Варягу» нужен в России. Однако вскоре обсуждение перешло в конструктивное русло, и учащиеся отделений культурологии, музеологии, истории искусства начали активно предлагать самые разные проекты. Идеи студентов включали в себя новейшие технологии и последние тенденции в музейном деле и свидетельствовали о живом интересе к предложенной теме.