8 июня состоялось очередное заседание научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ. С лекцией «Визуальные исследования: скептическое предисловие» выступил профессор Института искусств Чикаго (отделение истории, теории и критики искусства) Джеймс Элкинс.
8 июня состоялось очередное заседание научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ.
С лекцией «Визуальные исследования: скептическое предисловие» выступил профессор Института искусств Чикаго (отделение истории, теории и критики искусства) Джеймс Элкинс. В работе семинара приняли участие преподаватели и сотрудники РГГУ, МГУ, ИИЕиТ РАН, РАО, ЕГУ (Вильнюс), студенты и аспиранты РГГУ и МГУ.
Открывая семинар, доктор исторических наук, профессор УНЦ ВАЭ Ю.П. Зарецкий отметил, что лектор является одним из самых известных американских исследователей визуальности. Кандидат филологических наук В.А. Мусвик из Европейского гуманитарного университета (Вильнюс) подчеркнула, что Джеймс Элкинс - не только автор монографий и многочисленных статей, редактор серии научных антологий Art Seminar, но также популяризатор визуальных исследований, опубликовавший целую серию работ, ориентированных на самую широкую аудиторию.
Лекция профессора Элкинса была посвящена общим вопросам истории, методологии, преподавания и современного состояния исследований визуальности (Visual Studies).
Определяя VS как особое (в первую очередь отличное от традиционной истории искусств) и достаточно неопределенное исследовательское поле, докладчик связал его появление с «визуальном поворотом» и «окуляцентризмом» современной культуры. Он также обозначил место, которое занимают VS в учебных программах университетов, поделился опытом чтения учебных курсов в Ирландии и США. Дж. Элкинс особенно подробно остановился на недостатках сегодняшних VS, назвав в качестве их слабых сторон неопределенность исследовательских задач, нечеткость внутренней логики и политизированность.
Лекция Дж. Элкинса была встречена с живым интересом. Вопросы присутствующих показали большую заинтересованность аудитории в понимании теоретических оснований VS, специфики новых подходов к изучению визуальности, их отличий от подходов, применяемых в визуальной антропологии и истории искусства.