8 октября в ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялось торжественное открытие XV Международной научно-тематической цветаевской конференции «Семья Цветаевых в истории и культуре России»
8 октября в ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялось торжественное открытие XV Международной научно-тематической цветаевской конференции «Семья Цветаевых в истории и культуре России», организованной ГМИИ, РГГУ и Культурным центром «Дом-музей Марины Цветаевой». В своем приветственном слове директор ГМИИ И.А. Антонова отметила, что 2007 год - это год 160-летия основателя музея И.В. Цветаева, 115-летия М.И. Цветаевой, 95-летия ее дочери А.С. Эфрон, 15-летия дома-музея М.И. Цветаевой и 10-летия расположенного в РГГУ Учебно-художественного музея им.И.В. Цветаева. Все эти даты придают дополнительную значимость трехдневной конференции, в которой принимают участие специалисты из США, Германии, стран ближнего зарубежья и различных городов России.
Присутствующие просмотрели фрагмент киносъемки 1912 года, запечатлевшей открытие Музея Изящных искусств. И.А. Антонова напомнила об огромной работе, которую проделал создатель музея И.В. Цветаев, о том, как необходим был музей Москве, о том, какие препятствия преодолевали его создатели. И.А. Антонова остановилась на отличительных сторонах музея, сохранившихся со времен И.В. Цветаева — таких, как ориентированность на просвещение молодежи, связи с научным сообществом, практика сотрудничества с меценатами. Она с удовлетворением констатировала, что имя И.В. Цветаева, прежде незаслуженно забытое, сегодня по праву возвращено истории.
Директор Государственных собраний произведений искусства г. Дрезден доктор Мартин Рот рассказал об одном из последних проектов, осуществленных сотрудниками ГМИИ и Дрезденской галереи — подготовке к публикации переписки И.В. Цветаева с директором дрезденского Альбертинума Георгом Треем, советы которого оказали неоценимую помощь в создании музея. Доктор Рот подчеркнул, что многие идеи и концепции И.В. Цветаева актуальны и по сей день, напомнил, какую пользу сотрудничество Цветаева и Трея принесло обоим музеям. Он выразил уверенность, что прочные культурные связи между Москвой и Дрезденом, существовавшие на рубеже XIX- XX вв., получат дальнейшее развитие, а осуществленный учеными ГМИИ и Дрезденской галереи проект по подготовке издания выведет сотрудничество между музеями на новый уровень.
Участвовавшая в работе над публикацией переписки доктор искусствоведения Л.И. Акимова рассказала об уникальном эпистолярном наследии И.В. Цветаева, отметила широкий круг вопросов, затронутых в переписке Трея и Цветаева, и неоценимую помощь Трея как в научных вопросах, так и в бытовых мелочах, важных для строительства и организации работы музея. Экземпляры книги были вручены партнерам ГМИИ, принимавшим участие в организации конференции - директору Культурного центра «Дом-музей Марины Цветаевой» Э.С. Красовской, проректору по научной работе РГГУ Д.П. Баку и директору Учебного художественного музея им. И.В. Цветаева И.В. Бакановой.
Д.П. Бак напомнил об огромной роли, которую Музей Изящных искусств сыграл в развитии отечественного искусствоведения. Уникальная коллекция слепков, собранная И.В. Цветаевым позволила студентам и преподавателям увидеть те памятники античности, которые до этого были известны им только по описаниям. Д.П. Бак выразил удовлетворение плодотворным сотрудничеством РГГУ и ГМИИ им. А.С. Пушкина, которое уже десять лет являются партнерами, совместно реализуя в стенах РГГУ мечту И.В. Цветаева о синтезе искусства и образовательного процесса.
И.В. Баканова рассказала о развитии Учебного художественного музея им. И.В. Цветаева, в котором, помимо гипсовых слепков, переданных университету ГМИИ, появились также залы, посвященные искусству древней Мексики и музей художников- нонконформистов.
Торжественное открытие конференции завершилось литературно-музыкальной программой: для собравшихся прозвучали стихи М.И. Цветаевой в исполнении народной артистки России Антонины Кузнецовой и произведения Р. Шумана и А. Скрябина в исполнении лауреата ХШ Международного конкурса им. П.И. Чайковского Сергея Соболева.