6 ноября в РГГУ состоялось заседание семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики», посвященное теме «Нарративы о детстве в культуре: философско-герменевтический подход». Организатор семинара кафедра истории и теории культуры РГГУ.
6 ноября в РГГУ состоялось заседание семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики», посвященное теме «Нарративы о детстве в культуре: философско-герменевтический подход». Организатор семинара кафедра истории и теории культуры РГГУ.
Основной темой обсуждения стал доклад кандидата философских наук, докторантки Одесского национального университета И.В. Голубович «Онтология детства: Павел Флоренский и Виктор Пелевин». Рассказывая о том, как определялась тема исследования, докладчица остановилась на деятельности представителей гуманитарных наук Одесского государственного университета, членов общества «Одесская гуманитарная традиция», представителей СМИ. Она отметила необычайную популярность биографий в современном обществе и признала необходимость осмысления феномена биографии в целом и детского опыта в частности с точки зрения разных гуманитарных наук и методологических подходов. И.В. Голубович рассказала о проекте анализа одного литературного источника с позиций различных дисциплин, из которого и выросло ее исследование. Она также подробно остановилась на методологии междисциплинарного исследования источника в рамках заявленной темы.
Докладчица объяснила выбор столь разных источников – литературного текста Виктора Пелевина и воспоминаний Павла Флоренского, имеющих прежде всего воспитательную цель, - «нулевой точкой» отсчета восприятия и осмысления социокультурной среды. Она отметила такие особенности детского познания мира, как интерпретирующее воображение, большее доверие к мистическому, чем к эмпирическому опыту, роль мифа в восприятии мира. Была также отмечена разница между опытом героев рассматриваемых текстов и различие в самое манере повествования – «собирающее» письмо у Флоренского и «стирающее» - у Пелевина.
Доклад вызвал оживленную дискуссию, в ходе которой были обсуждены вопросы связи воображения и знания, опыта и знания, невозможности возвращения в «непосредственный детский опыт» и смыслов, которые вкладывают взрослые в попытки его воссоздания.