21 декабря в РГГУ состоялось очередное заседание семинара «Культура детства».
21 декабря в РГГУ состоялось очередное заседание семинара «Культура детства». С докладом «Школьная математика: формулы советского дискурса» выступил Кирилл Маслинский. Объектом его исследования стал популярный в советское время учебник по математике для четвертых классов, а именно содержание текстовых задач этого пособия, изданного в четвертый раз в 1984 году.
В начале своего доклада Кирилл Маслинский подчеркнул, что лингвистический взгляд на образование, подразумевающий, что любое обучение в школе – это обучение особому языку, очень популярен в настоящее время в Европе. Этот язык, в свою очередь, насыщен понятиями, отсылающими к реалиям жизни. Наиболее зримо это проявляется в таком предмете занятий, как текстовая математическая задача. К. Маслинский сказал, что в своей работе он постарался вычислить и систематизировать моменты реальности, отраженные в учебнике, которые служат для коммуникации взрослого и ребенка. Он заметил, что в материале пособия смысл задач сводится к манипулированию объектами и действиям, приводящим к изменению количества предметов или расстояния. В своем исследовании К. Маслинский путем морфологического анализа выделил в текстах учебника категории, представляющие персонажей задач, локативы (и манипулируемые предметы.
К. Маслинский обратил внимание на то, что в текстах задач встречается много действующих персонажей с именами, чего нельзя было встретить в пособиях, выпущенных до середины двадцатого века. Абсолютное большинство имен стоит в уменьшительной форме, причем в каждой отдельно взятой задаче использовались имена либо только девочек, либо мальчиков. Персонажами, названными по фамилии, являются взрослые, о чем можно судить по их деятельности. Интересен класс терминов родства. Самое распространенное в нем сочетание – отец и сын, а вот братьев и сестер нет совсем. Профессии персонажей разнообразны, но в основном они не предполагают наличия высшего образования: это плотники, столяры, колхозники и пр. Среди локативов на первом месте стоит «город», на втором – «Москва». Все топонимы, упоминающиеся в задачах, расположены в пределах СССР. Во встречающихся ландшафтах тоже нет ничего необычного: это реки, леса, пруды, а вообще связь природы и человека в текстах задач представлена слабо. Основными функциональными локусами являются школа и ферма. В первом случае действующие лица представлены по большей части учащимися, во втором – животными и работающими на ферме людьми. Проанализировав частоту упоминания продуктов питания, можно обратить внимание на особую значимость картофеля, встречающегося гораздо чаще, чем мороженое и конфеты. Среди веществ чаще всего упоминаются макулатура, сбором которой занимаются ученики, а также сталь и зерно.
Таким образом, содержание задач устойчиво связано с бытом, сильно меняющимся с течением времени. Было отмечено, что, по сравнению с первым изданием, издание 1984 года сильно идеологически профильтровано, а также в нем не осталось иллюстраций.
Завершилась дискуссия живым обсуждением проблем текстов современных учебников по математике, воздействия содержания задач на ученика и представления картины мира в учебных пособиях.