Сознательно дала такой заголовок, чтобы напомнить читателю о статье двухлетней давности в нашей газете. Интервью с доктором исторических наук, профессором Ефимом Иосифовичем Пивоваром называлось "Свой человек со стороны", ибо тогда он только приступил к исполнению обязанностей ректора Российского государственного гуманитарного университета, и фактически это было возвращение в новом качестве... С тех пор прошло два года...
Теперь уж точно свой среди своих (28.02.2008)
Сознательно дала такой заголовок, чтобы напомнить читателю о статье двухлетней давности в нашей газете. Интервью с доктором исторических наук, профессором Ефимом Иосифовичем Пивоваром называлось "Свой человек со стороны", ибо тогда он только приступил к исполнению обязанностей ректора Российского государственного гуманитарного университета, и фактически это было возвращение в новом качестве: когда-то работал в этом вузе, но расстался с ним. Уходя из РГГУ в alma mater - Московский университет, не мог и подумать, что через несколько лет вернется обратно на улицу Чаянова, приняв предложение возглавить вуз. Профессор Пивовар не скрывал, что это решение далось ему нелегко, да и в РГГУ поначалу встретили настороженно: вроде бы "свой человек", а все-таки "Со стороны". С тех пор прошло два года, можно уже подвести некоторые итоги.
- Ефим Иосифович, не жалели о том, что сделали такой шаг? Все-таки это был серьезный риск, РГГУ в ту пору переживал серьезные трудности.
- Ни разу не пожалел. Университет находился в сложной ситуации, это правда. На его самоощущении не могли не сказаться затянувшаяся структурная и организационная неразбериха, перманентное безвластие, неясные перспективы, нарастающие противоречия с органами управления высшей школой, Поговаривали даже о возможности перекройки вуза, его переориентации, передачи другим учебным заведениям. Все это, понятно, действовало на людей. К счастью, сегодня уже можно сказать, что угрозы позади, университет с честью выдержал испытания, не изменил себе и сегодня продолжает полноценно развиваться.
Конечно, все это далось непросто, и если университет выстоял, это заслуга каждого, кто здесь работает и учится. Во-первых, коллектив по-настоящему сплотился, в нем сложилась здоровая, консолидирующая людей атмосфера. Во-вторых, удалось наладить хорошие, конструктивные отношения с внешними структурами, с которыми взаимодействует университет, а это и городские, и федеральные власти, огромную поддержку оказало нам ректорское сообщество, за что я бесконечно признателен коллегам. Было бы преувеличением сказать, что все трудности миновали, но уже определенно виден свет в конце тоннеля. Говоря об этом, имею в виду, прежде всего, имущественный комплекс университета, оказавшийся под ударом. Дело в том, что необходимые формальности в свое время либо вовсе не выполнялись, либо осуществлялись настолько небрежно, что наши права оказалось возможным оспорить. Все эти два года, про которые вы спрашиваете, прошли под знаком судебных процессов. И очень важно, что все это время мы ощущали и продолжаем ощущать реальную поддержку как со стороны Рособразования, так и правительства Москвы.
- Тогда прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию со зданием Историко-архивного института, куда студенты РГГУ позвали журналистов на митинг. Говорят, вы встречались со студентами. Хотели отговорить от акции?
- Я действительно пригласил их на встречу, посчитав нужным подробно рассказать, какова ситуация с нашими помещениями на Никольской, что делается для решения вопроса, ведь студенты имеют право получить информацию от первого лица в вузе, а не питаться слухами.
- Речь идет о том, что на вашей территории оказался пивной ресторан «Кружка». Какая-то непонятная история: существует закон, запрещающий торговлю спиртными напитками на значительном расстоянии от учебных заведений, а тут пивной ресторан в здании вуза, да еще в помещении, которое признано памятником культуры!
- Да, это историческое здание, корнями связанное со Славяно-греко-латинской академией, Синодальной типографией. На территории, которая сейчас от нас отрезана, располагался и Печатный двор Ивана Федорова. С этим зданием связано немало других достопримечательностей, благодаря чему оно считается памятником истории и культуры федерального значения. Как туда мог заселиться пивной ресторан? Это как раз часть того сложного наследия, которое досталось от предыдущего хозяйствования. Такое наследие очень осложняет жизнь: мало того, что у вуза отторгнута часть территории, мы лишились еще и студенческой столовой, пришлось приобрести специальный транспорт, завозить готовые обеды. Соседство ресторана доставляет немало других неудобств, ему, конечно же, не место в учебном заведении, не говоря уже о том, что эта территория - памятник истории и культуры. Дело давно в суде, а вот каковы перспективы, будет ли судебное решение в нашу пользу, предсказывать не берусь. Надеюсь, здравый смысл все-таки восторжествует.
Как надеюсь и на то, что цивилизованно решится вопрос с другими помещениями на той же Никольской: в соответствии с принятым постановлением они возвращаются двум монастырям, располагавшимся там исторически, но на части этой площади находятся некоторые подразделения нашего вуза. И если мы будем освобождать эту территорию, то взамен должны получить другую.
-Минувшие два годы были связаны не только с имущественными вопросами?
-Конечно. На этом фоне мы занимались самой главной для универcитета задачей - стратегией его развития. Когда-то РГГУ был первым гуманитарным университетом в новой России, но с тех пор создано немало других, и мы не можем это не учитывать. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что за период, пока РГГУ находился «в подвешенном состоянии, многое было упущено, а потому нам важно тщательно продумать, в каком направлении двигаться вузу, как ему развиваться, что нового он привнесет в гуманитарные науки и в гуманитарное образование. Этой теме было посвящено специальное заседание Ученого совета, на котором мы обратились с просьбой к каждой кафедре: сформулировать свои предложения по развитию вуза. Идеи, которые идут от кафедр, лягут в основу стратегической программы университета. Этой цели послужат и регулярные ежегодные Гуманитарные чтения, которые мы решили проводить в наших стенах, а дебют состоится ровно через месяц, 27 марта.
- В чем тут новизна, ведь конференции, симпозиумы, публичные лекции проводились в стенах гуманитарного университета и раньше?
- И будут еще проводиться. Но идея чтений совершенно другая, она в том, чтобы с их помощью понять, каковы тенденции развития гуманитарного знания, что тут нового, какие проблемы выдвигаются на первый план, как меняются подходы к их решению и т. д. В чтениях будут принимать участие не только наши профессора и преподаватели, но и ученые из других научных центров как России, так и зарубежья. А чтобы проблематика гуманитарных чтений была репрезентативной, сохранялась на должном уровне, создаем наблюдательный совет, привлекая в него специалистов-гуманитариев из разных стран, совет будет помогать в разработке программы.
Мы считаем, что наш университет - идеальная площадка для проведения таких чтений, потому что специфика РГГУ уникальна. Во-первых, у нас ведутся исследования в области всех фундаментальных гуманитарных наук. Во-вторых, здесь представлена значительная часть социальных областей знания, связанных с гуманитарной сферой, это, в частности, политология, социология, музеология и т. д. В-третьих, у нас решают большую часть прикладных задач в области гуманитарных знаний. Более того, есть и такие исследования, которые находятся на стыке гуманитарных и естественно научных дисциплин. Такой многоплановости вы не найдете ни в одном другом гуманитарном университете, вот почему рассчитываем, что предстоящие чтения помогут, в частности, выявить междисциплинарные пограничные поля в области гуманитарных исследований.
Надеюсь, чтения помогут осуществить еще одну важную задачу. Сегодня много говорят, например, об инновациях, а что такое инновации в применении к гуманитарным наукам? Здесь могут быть самые разные подходы, и очень важна всесторонняя экспертная оценка, которая позволит действовать грамотно, точно, с учетом соответствующего опыта. Скажем, есть такая сфера, давно требующая систематизации, как гуманитарное интернетоведение. Существование виртуального пространства-данность, но его еще никто толком не изучал, не исследовал. Это пространство пока используется только в качестве средства - общения, образования, информации {и дезинформации), торговли, рекламы и т. д. Но если существует такое пространство, должны быть и специалисты, способные обеспечить его качество, надежность, структурированность. Развитие информационного общества делает актуальным и такое направление инновационного развития гуманитарных знаний, как, например, социальное проектирование. Под этим понимаются не проекты зданий, а подходы к совершенствованию социума, что является неизбежным следствием научно-технической революции,
Как видите, задач много, и здесь очень важен всесторонний анализ, который может обеспечить лишь широкий круг ученых из самых разных научных центров как в России, так и за рубежом. Перспективной площадкой для такого обсуждения, надеюсь, станут Гуманитарные чтения в РГГУ.
- Это планы, но что-то, наверное, уже удалось и осуществить?
- Когда я только пришел сюда в качестве исполняющего обязанности ректора, счел нужным навестить каждую кафедру, каждую лабораторию, чтобы получить представление, чем вуз располагает, какой у него потенциал. Традицию таких встреч мы продолжаем. Надеюсь, сохраним ее и в дальнейшем. Во многом благодаря таким встречам сегодня в вузе происходит немало позитивных изменений. Мы создали, например, информационно-аналитическое управление при ректорате, существенно укрепили научные лодразделения. Появилось немало новых кафедр - в частности, кафедра москвоведения, которую возглавил такой выдающийся ученый, как профессор Сигурд Оттович Шмидт. Под его же руководством создали отделение краеведения, при котором будет школа экскурсоводов, это возможность дополнительного образования для студентов, людей самых разных профессий, домохозяек. Проект будем осуществлять вместе с правительством Москвы, уже сформирована первая группа - 58 человек, она скоро приступит к занятиям.
Мы постарались придать новое дыхание таким нашим старинным кафедрам, как, скажем, кафедра археографии, сегодня ее возглавил директор архива РАН Виталий Юрьевич Афиани, кафедрам архивоведения, документоведения, где также много важных перемен. В течение ряда лет, к сожалению, связи вуза с отраслью оставались фактически разорванными, а это, конечно же, очень плохо и для университета, и для отрасли. Сейчас можно сказать, что подобные перекосы в развитии вуза в прошлом. Сегодня у нас очень действенные, хорошо отлаженные контакты с отраслью, ее ведущие специалисты ведут в университете занятия, и это помогло открыть новые направления подготовки, разработать качественные, новые стандарты для двухуровневой системы обучения по документоведению и архивоведению, обеспечить выпускникам неплохие перспективы. Важные шаги сделаны для дальнейшего развития фундаментальных наук, новые кафедры появились, в частности, в структуре юридического факультета, на факультете истории и филологии, где не было, например, кафедры романской филологии, а сейчас есть, то же можно сказать о кафедрах, которые занимаются сравнительным анализом развития государств Центральной Европы и славянских стран.
- Были направления, которые вы закрыли?
- Я не сторонник политики, при которой что-то сворачивается или закрывается, ведь направления исследований сами по себе ни в чем не виноваты. Но нужны корректировки, чтобы не страдало качество. Мы решили, например, полностью отказаться от экстерната, который не обеспечивал качество образования. Основательно укрепили медийное направление, пригласив к руководству им такого известного тележурналиста, как Николай Карлович Сванидзе, с ним пришли другие люди, тесно связанные с практикой радио и телевидения. Надеюсь, это поможет вернуть нашему институту Массмедиа тот высокий уровень, который был при Александре Евгеньевиче Бовине.
- У вас много направлений исследований. Можете выделить главное?
- Главное - чтобы мы всегда отвечали своему названию, очень точному, могу гордиться тем, что оно по явилось не без моего участия: Российский государственный гуманитарный университет. В этом названии каждое из четырех слов на месте, несет глубокий смысл, и если вуз в полной мере соответствует им, значит, он выполняет свою задачу.
- Есть новости для абитуриентов? Меняется ли что-то с приемными испытаниями?
- Да, новшества ожидаются, ведь в этом году все московские школьники в обязательном порядке сдают ЕГЭ по русскому языку и математике, а потому вступительных экзаменов по этим дисциплинам в РГГУ не будет, достаточно предъявить сертификаты единого экзамена. Набор дисциплин на вступительных экзаменах изменится, но более точно об этом мы сможем сказать весной, когда все вопросы будут согласованы.
- А сколько лет будут учиться те, кто поступит на первый курс? Им предстоит бакалавриат или в этом году набор еще на пятилетнее обучение?
- И на этот вопрос у меня еще нет ответа, мы пока не получали даже контрольных цифр приема. Могу только предположить, что в нынешнем году система еще не готова к полномасштабному переходу на двухуровневую подготовку. На некоторых направлениях пятилетний срок обучения может сохраниться. Но всю исчерпывающую информацию наши абитуриенты обязательно получат в апреле, на Дне открытых дверей. Приглашаю также внимательно следить за информацией на сайте РГГУ.
Виола Егикова