28 февраля состоялось очередное заседание научного семинара Учебно-научного центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ.
28 февраля состоялось очередное заседание научного семинара Учебно-научного центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ.
Заседание открыла директор УНЦ ВАЭ, заведующая кафедрой Всеобщей истории РГГУ профессор Н.И.Басовская. Она обратила внимание на непосредственную связь темы семинара с переменами, которые произошли во второй половине XX в. в отношениях между человеком и природой.
С основным докладом «“Сады моей души”: образ создателя, владельца и посетителя в садовых ансамблях Европы и России» на заседании выступил доктор искусствоведения, профессор кафедры Всеобщей истории искусств РГГУ Б.М.Соколов. Выступление было посвящено различным стратегиям, с помощью которых европейцы со времен античности до XX в. формировали садово-парковые ансамбли. Особое внимание было уделено докладчиком многообразию форм, в которых в этих ансамблях отображалась личность их создателей, владельцев и посетителей. В выступлении был использован богатый фотоархив автора (фотозарисовки садовых комплексов России, Украины, Германии, Италии, Франции, Голландии, Великобритании, США и других стран).
Б.М. Соколовым был обозначен широкий спектр тем, связанных с интерпретацией садового искусства. Среди них – сад как утопическое пространство разных времен и народов (от образа земного рая до «города-сада»); сад как пространство «социальных заявлений»; способы персонализации садового пространства, наполнения его «человеческим содержанием» в разные эпохи; программа сада, его семантически значимые зоны; посетитель сада как участник «действа»; исторические судьбы садовых ландшафтов и др.
В ходе обсуждения доклада был поднят ряд важнейших вопросов, связанных как с теоретическим осмыслением темы, важнейшими поворотными моментами истории садового искусства, так и с судьбой отдельных его памятников в наши дни. Отвечая на вопрос научного сотрудника УНЦ ВАЭ РГГУ И.П.Кулаковой о садовом искусстве как древней развитой культурной практики и его месте в новейшее время, докладчик констатировал упадок, назвав в качестве высшей точки развития этого искусства сады маньеризма и Просвещения. А оценивая проект реконструкции парка Царицыно, Б.М. Соколов высказал мнение, что результатом этой реконструкции стала утрата уникального комплекса, превратившегося в увеселительную зону.
В работе семинара участвовали преподаватели и сотрудники РГГУ, МГУ, Германского исторического института в Москве, Государственного университета – Высшая школа экономики, студенты и аспиранты РГГУ.