15 мая 2008 г. в «Профессорской» аудитории РГГУ состоялся Круглый стол по итогам проведения междисциплинарного курса лекций для аспирантов первого года обучения «Гуманитарное знание: современные подходы»
15 мая 2008 г. в «Профессорской» аудитории РГГУ состоялся Круглый стол по итогам проведения междисциплинарного курса лекций для аспирантов первого года обучения «Гуманитарное знание: современные подходы»
В работе Круглого стола приняли участие: проректор по научной работе, канд. филол. наук, проф. Д.П. Бак; зам. проректора по научной работе, канд. ист. наук, доц. Л.Н. Простоволосова; начальник Управления аспирантурой и докторантурой, канд. ист. наук, Л.П. Трембич; д-р филос. наук, директор Института высших гуманитарных исследований им. Е.М. Мелетинского С.Д. Серебряный; канд. ист. наук, доц. Высшей школы европейских культур А.М. Перлов; канд. филол. наук, ст. преп. кафедры истории русской литературы О.М. Розенблюм; аспиранты, прослушавшие лекции в рамках междисциплинарного курса «Гуманитарное знание: современные подходы». Всего в работе Круглого стола приняли участие около 50 аспирантов университета.
Во вступительном слове проректор по научной работе, проф. Д.П. Бак; отметил, что Дни аспирантуры РГГУ проводятся в университете уже второй год. Дни аспирантуры традиционно состоят из трех мероприятий. Первое из них – Круглый стол, тема его каждый год меняется. Второе событие - Третья научная конференция «Гуманитарное знание: теоретические основы, междисциплинарность, современные подходы», которая состоится 22 мая. Завершает Дни аспирантуры День открытых дверей для поступающих в аспирантуру. Тема Круглого стола в этом году является следствием проекта, который был реализован в течение учебного года. Проект предполагал чтение междисциплинарного, методологического курса лекций «Гуманитарное знание: современные подходы» для аспирантов первого года обучения. Инициатором этого проекта был ректор университета, проф. Е.И. Пивовар, он и открыл этот цикл лекций в ноябре 2007 г. В будущем этот проект будет продолжен. Завершая выступление, Д.П. Бак поблагодарил организаторов Дней аспирантуры РГГУ, начальника управления аспирантурой и докторантурой Л.П. Трембич, разработчиков проекта директора Института высших гуманитарных исследований С.Д. Серебряного, доцента Высшей школы европейских культур А.М. Перлова, старшего преподавателя кафедры истории русской литературы О.М. Розенблюм.
Вел Круглый стол директор ИВГИ С.Д. Серебряный. Свои впечатления от междисциплинарного курса лекций изложил один из его организаторов – А.М. Перлов. Он остановился в своем выступлении на двух темах: теории и практике, междисциплинарности и отчетных протоколах аспирантов. Выступающий кратко охарактеризовал подготовленные аспирантами протоколы, сообщил о том, что информация с оценками протоколов будет размещена на сайте междисциплинарного курса лекций, а 22 мая, в рамках конференции по проблемам подготовки аспирантов, об этом будет сделано теоретическое высказывание.
Выступления аспирантов – участников Круглого стола были посвящены актуальным проблемам аспирантской подготовки в рамках междисциплинарного курса лекций.
Оценка реализованного проекта и пожелания по развитию концепции курса прозвучали в выступлении аспирантки кафедры теоретической и исторической поэтики Г. Лобановой. Она отметила, что сама идея междисциплинарного курса для аспирантов представляется интересной и перспективной. Главная цель этого курса – побудить слушателей к уточнению их представлений о собственной специальности, вообще, и о методологии их будущей диссертации, в частности. Путь к достижению этой цели – расширение кругозора слушателей через демонстрацию различных вариантов гуманитарного знания и их возможного взаимодействия. Аспирантка определила несколько положений, необходимых для успешной реализации идеи курса. Во-первых, лекции, посвященные отдельным наукам, должны образовывать некоторое единство. Во- вторых, лекции, должны отражать, в первую очередь, проблемы, актуальные именно для современного этапа развития данной науки. В-третьих, поскольку аудитория состоит из людей различных специальностей и с разным объемом знаний, то необходим некоторый баланс между интересами лектора и интересами и возможностями аудитории. В отдельных случаях в лекциях имел место избыток сведений по истории какой-либо науки и недостаток информации о тех проблемах и методах, которые важны для нее сегодня. Для успешности этого курса была бы важна большая связанность лекций между собой. Аспирантка отметила, что в большинстве случаев лекции были прочитаны на самом высоком уровне. Различные аспекты: теория, история, структура какой-либо науки, а также ее соотношение с другими дисциплинами были в них объединены вокруг наиболее актуальных для этой науки проблем. Именно это позволило раскрыть темы в полной мере, логично и разносторонне. Представляя свою науку аудитории, каждый лектор, по сути, пытался ответить на одни и те же вопросы: какие проблемы представляются сейчас наиболее существенными для данной науки; какие задачи она должна выполнить для их решения; как история науки связана с подходами к решению этих проблем; какие методы применяются сегодня в данной науке; как связана структура данной науки с кругом наиболее значимых для нее проблем; как соотносится данная наука с другими дисциплинами особенно с точки зрения методов решения общих проблем и др. Особо отмечены лекции проф. Е.И. Пивовара, проф. С.Н. Зенкина, проф. Г.И. Зверевой и др.
В. Борисов, аспирант кафедры истории России Средневековья и раннего Нового времени, отметил высокий уровень организационной стороны курса: на сайте выложены аудиозаписи лекций, четко осуществлялось оповещение о предстоящих занятиях. Выступающий предложил наряду с поточными лекциями, по желанию аспирантов, проводить семинарские занятия по отдельным направлениям, уточнить структуру и порядок заполнения отчетного протокола.
В. Николаева, аспирантка кафедры проектирующей психологии, высоко оценила прослушанный цикл лекций. В выступлении выражен взгляд психолога на междисциплинарный курс, отмечены психологические особенности его восприятия, которые предполагают наличие определенной карты знания, по которой следует ориентироваться в новой предметной области. В психологии эта проблема сформулирована в виде общего принципа выделения фигуры из фона, поиска тех характеристик, которые позволяют отделить важное от второстепенного. В рамках междисциплинарного курса в качестве ключа, с помощью которого можно было бы выделить «фигуру» из фона, следует рассматривать отчетный протокол. Аспирантка высказала пожелание о проведении не только вводного занятия в начале курса, но и дополнительного занятия о порядке составления отчетного протокола после нескольких прослушанных лекций.
Положительная оценка междисциплинарного курса прозвучала в выступлениях аспирантов – культурологов Е. Пилюк и А. Назимко.
В ходе дискуссии аспиранты высказали предложения по совершенствованию организации междисциплинарного курса, отметили достоинства протокола как формы отчетности.
Подводя итоги, проректор по научной работе, проф. Д.П. Бак подчеркнул, что высказанные в ходе Круглого стола пожелания и замечания являются ценными для разработчиков курса. Результаты обсуждения показали, что аспиранты могут выступить в роли соисполнителей, соавторов курса. Д.П. Бак поддержал предложения аспирантов о возможности избирательного подхода к темам в рамках междисциплинарного курса, проведении семинарских занятий, подготовке вопросника для преподавателей и др. Одной из задач проведения курса, отметил проректор, является задача удержать какое-то количество людей в поле исследовательской корпорации, необходимо поддержать преемственность, научные традиции, научные школы РГГУ.
Выступления участников дискуссии будут опубликованы в третьем выпуске ежегодника «Дни аспирантуры РГГУ» и отражены на сайте университета.