В субботу 6 сентября состоялись Топоровские чтения, организованные Институтом высших гуманитарных исследований (ИВГИ) им. Е.М. Мелетинского и посвященные памяти Владимира Николаевича Топорова (1928 - 2005), выдающегося ученого-филолога, с 1992 г. и до своей смерти работавшего в ИВГИ РГГУ.
В субботу 6 сентября состоялись Топоровские чтения, организованные Институтом высших гуманитарных исследований (ИВГИ) им. Е.М. Мелетинского и посвященные памяти Владимира Николаевича Топорова (1928 - 2005), выдающегося ученого-филолога, с 1992 г. и до своей кончины работавшего в ИВГИ РГГУ.
Со вступительным словом выступил академик РАН Вяч.Вс.Иванов, однокашник и друг В.Н. Топорова, написавший в соавторстве с ним немало научных работ. Вячеслав Всеволодович говорил об огромном и еще не вполне оцененном вкладе В.Н. Топорова в отечественную и мировую науку - и о своем друге как необыкновенном человеке, «Святогоре-богатыре».
Программа однодневных Чтений включала в себя три доклада - каждый с одним или двумя содокладами.
Профессор Б.А.Успенский в докладе «Право и религия в Московской Руси» говорил о том, что в допетровской Руси «право» не осознавалось, в отличие от Западной Европы, как особая сфера общественной жизни и мысли, хотя то, что мы теперь называем «правовыми отношениями», разумеется, существовали и частично кодифицировались теми или иными способами. Б.А.Успенский особо остановился на правовом статусе ведьм. До Петра ведьмы на Руси признавались особой группой населения и даже находились под защитой закона. Преследовались они лишь в том случае, если наносили кому-либо очевидный вред. Только с петровскими реформами к нам, наряду с другими западными идеями, пришло и представление о том, что ведьм следует преследовать и даже уничтожать как таковых. Содокладчики (В.М.Живов и Е.В.Белякова) поддержали основные тезисы доклада, но предложили некоторые уточнения.
Профессор Т.В.Цивьян в докладе «Город & Человек & Природа. По материалам архива В.Н. Топорова» обратилась к понятию «Петербургский текст», предложенному в свое время В.Н. Топоровым, и рассказала, как это понятие смотрится теперь в свете материалов топоровского архива. Содокладчиками выступили С.Г. Бочаров и Г.А.Левинтон. Все трое высказали мнение, что понятие «Петербургский текст» - это прежде всего Ленинград-Петербург в восприятии (во многом субъективном) самого Владимира Николаевича. Этот тезис вызвал оживленную дискуссию.
Профессор С.Ю.Неклюдов выступил с докладом «"Вечные темы": литература как традиция» (содокладчик - Г.А. Левинтон). Оба выступавших говорили о том, что в истории письменной литературы можно обнаруживать новые и дотоле неочевидные измерения, если рассматривать литературу письменную в едином контексте со словесностью до- и бесписьменной (фольклором) и применять к изучению литературы некоторые из методов, успешно применяемых при изучении фольклора, прежде всего - метод выделения «бродячих» и/или «вечных» (сквозных) мотивов и сюжетов.
В заключение все присутствующие выразили надежду, что эти первые Топоровские чтения станут ежегодными.