С 29 по31 января в Историко-архивном институте прошла XXI Международная научная конференция «Вспомогательные исторические дисциплины в пространстве гуманитарного знания». Конференция приурочена к 70-летию кафедры Источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ – одной из старейших кафедр нашего университета.
С 29 по31 января в Историко-архивном институте прошла XXI Международная научная конференция «Вспомогательные исторические дисциплины в пространстве гуманитарного знания». Конференция приурочена к 70-летию кафедры Источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ - одной из старейших кафедр нашего университета.
Участие в конференции приняли ученые из ведущих научных и учебных центров России (Великого Новгорода, Волгограда, Екатеринбурга, Казани, Санкт-Петербурга, Уфы) и ближнего зарубежья (Украины, Узбекистана и Таджикистана).
Юбилейная конференция была посвящена проблематике «традиционных» вспомогательных исторических дисциплин: палеографии, нумизматики, хронологии, геральдики, картографии и других. Благодаря усилиям специалистов и становлению Научно-педагогической школы источниковедения стало возможным выявление их самостоятельного, культурологического значения. Именно вспомогательные исторические дисциплины сохраняют свое значение как основа профессионализма историка.
Член Археографической комиссии РАН В.А. Муравьев, представляющий кафедру Источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин, открыл конференцию и поблагодарил организатора конференции заведующую кафедрой Источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин М.Ф. Румянцеву за выдающиеся заслуги в области систематизирования знаний по вспомогательным историческим дисциплинам. Он отметил важность проведения конференции, призванной проанализировать роль вспомогательных дисциплин в изучении исторического процесса, так как это непосредственно касается общего развития наук. Главной задачей на сегодняшний день В.А. Муравьев видит сохранение традиций созданной Научно-педагогической школы источниковедения, в которой, благодаря усилиям преподавателей, сформировалось новое поколение специалистов.
Директор Историко-архивного института РГГУ А.Б. Безбородов отметил важность «усиления антропологической составляющей в процессе познания исторических процессов». А.Б. Безбородов подчеркнул, что эта категория дисциплин «развивается не теоретической основе, а выросло из практической деятельности человека». Специальные навыки легли в основу научных исследований.
Специфика вспомогательных дисциплин обуславливается возможностью их практического применения и выходит за рамки узкой специализации, являясь инструментарием профессионального историка.