РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




18.10.2018

Студенты РГГУ встретились с режиссером фильма «Собибор» Константином Хабенским


17 октября 2018 года в Центральной аудитории РГГУ состоялся открытый просмотр фильма «Собибор», после чего со студентами встретился режиссер фильма Константин Хабенский.

   KHAB7828.jpg

   KHAB7835.JPG

«Я снимал этот фильм, и впервые был поставлен в ситуацию, когда я должен был отвечать по всем фронтам на все вопросы и делать это моментально, - поделился воспоминаниями Константин Юрьевич. - Для меня это была огромная практика, большой урок. Никогда в мыслях не было ставить картину для того, чтобы поехать с ней на какой-нибудь фестиваль или номинироваться на престижную мировую премию. Мною двигало стремление открыть что-то новое в профессии, в себе, в людях. Наша профессия – это попытка примерить на себя и оправдать либо осудить того человека, который является нашим современником. В ином случае остается лишь реконструировать логику его действий. Для меня фильм “Собибор” оказался большим подарком, хотя я катастрофически устал во время этого забега, потому что между съемочным и монтажным периодами у меня было еще два фильма и один фестиваль. Фильм принес потрясающее количество открытий в профессии, чего я и вам желаю – влезать в такие истории, к которым вы вроде бы и причастны, но которые еще никогда не попадались на вашем жизненном пути – и открывать для себя много-много всевозможных дверок, коридорчиков, возможностей».

KHAB8060.JPGKHAB8150.jpg

Студенты задавали режиссеру самые разные вопросы, среди которых особенно запомнились следующие:

«Как Вы подошли к подготовке фильма, изучали ли какие-то источники, монографии, связанные с Холокостом?»,

«Добрая часть актёрского состава привлечена с площадок Европы и Америки. С чем это связано?»,

«Работая над такой картиной, невозможно не пронести это сквозь себя. Что помогало вам не сойти с ума в эти минуты?»,

«У каждого актёра есть роль, которую он хочет сыграть. У каждого режиссёра есть история, которую бы он хотел запечатлеть, снять и показать зрителям так, как он это видит. Есть ли у Вас такая история, и о чём бы Вы хотели снять свой следующий фильм?»,

«Ваш фильм номинирован на Оскар. Сейчас многие считают, что Оскар – это весьма политизированная премия. Как Вы считаете, помешает ли политика жюри оценивать русский фильм? И смотрели ли Вы другие картины в этой номинации?»,

«Многие уже подметили, что фильм был очень эмоциональным. Как для актёра, какая сцена для Вас была самой тяжёлой с психологической точки зрения?»,

KHAB8200.JPG

«В последнем эпизоде, когда заключённые выбегают через главные ворота, кажется, что лица у них, мягко говоря, отрешенные. Что Вы хотели вложить в эту сцену, и какой посыл она по-настоящему несёт?»,

«Мне показалось очень странным, что актёры не слышали ни звуков пулемётов, не было никакого страха. Ведь всё равно существует человеческий фактор, когда ты просто бежишь, спасаешься от смерти. Эта сцена была снята специально в таком виде?»,

«Как прошла организация показа фильма в Вашингтоне?»,

«Когда Вас спросили, в чём основная цель фильма, Вы сказали, что основная цель – это показать перерождение из советского человека в человека нормального. Не могли бы Вы пояснить это заявление? Потому что из него выходит, что люди, которые победили в самой страшной войне самого страшного врага, и потом еще свою страну отстраивали, они, получается, ненормальные?»,

KHAB7896.JPG

«Хабенский-актёр и Хабенский-режиссёр: можно ли считать, что это два человека с разными подходами к своей работе? То есть, был ли у Вас больший груз ответственности в амплуа режиссёра?»,

«Многие актёры и, в том числе, режиссёры после таких картин сильно психологически и морально подавлены, берут небольшой отпуск в своей творческой деятельности. Не было ли у Вас такого желания?»,

«Можете ли Вы рассказать о Вашем опыте работы с голливудскими актёрами?»,

«Долго ли соглашался на роль Кристофер Ламберт?»,

«Что Вы испытывали, когда вживались в эту роль? Вам казалось, что Вы и есть тот самый человек, который совершает этот подвиг? Вам снились, может быть, какие-то сны, связанные с этой ролью?»,

«Вашему герою девушка, его возлюбленная, говорит, что нужно ждать и терпеть, Бог поможет. Однако герой решает действовать сам. Он утратил веру в Бога или он подумал, что лучше взять всё в свои руки?»,

KHAB7992.JPG

«Вопрос, связанный с важной общественной резонансной темой на данный момент. Если бы Алексей Красовский предложил Вам сняться в “Празднике”, Вы бы согласились? И можете ли Вы влиться в дискурс, который развернулся вокруг “Праздника”?»,

«У меня вопрос не про фильм, он касается Вашего фонда. В 2014 году Вы организовали проект “Поколение Маугли”, где детские роли исполняли одарённые ребята со всей страны. Вы как взрослый, уже состоявшийся актёр смогли чему-то научиться у этих детей? И было ли с ними тяжелее работать, чем со взрослым коллективом?»,

«Это Ваша первая работа в качестве режиссёра. Что Вам дал этот опыт в профессиональном плане и в человеческом?».

KHAB8045.JPGKHAB8071.JPG  

Константин Хабенский постарался обстоятельно ответить на большинство вопросов, из них первый - «Для каждого времени есть свой герой. Почему героем вашего фильма стал именно Александр Печерский, как Вы его нашли, как пришли к этой истории?».

KHAB8156.JPGKHAB8252.JPG

Ответ: «К этой истории я пришел очень стандартно: мне предложили сценарий – я его прочитал. Раньше я даже не знал о том, что было такое место, было такое восстание. Я познакомился с дочерью Печерского, с внучкой, с архивами этой семьи, и стал фантазировать о том, что могло бы происходить с людьми, которые оказались в данной ситуации. Фантазировать не для того, чтобы сделать эту историю красивой или, наоборот, очень страшной и жесткой, а для того, чтобы самому прочувствовать, как это могло бы быть на самом деле. Мы постарались сделать довольно облегченную версию фильма. В сценарии были вещи исключительно жестокие, и мне показалось, что перегибать палку, тем более, в художественном фильме, не надо. Но держать зрительскую аудиторию на хорошем эмоциональном градусе нам удалось. Герой? Там все герои. Даже те, кто плачут и хотят умереть, они тоже по большому счету герои. Они элементарно не заслужили такой судьбы». 

Благодарим Константина Хабенского за встречу со студентами РГГУ и желаем новых творческих успехов!