28 апреля 2009 года в РГГУ в рамках литературного проекта «Траектория чтения: контексты современной русской литературы» (организаторы - Центр новейшей русской литературы ИФИ РГГУ и издательская группа «АСТ») состоялся литературный вечер «Москва как литературный герой».
28 апреля 2009 года в РГГУ в рамках литературного проекта «Траектория чтения: контексты современной русской литературы» (организаторы - Центр новейшей русской литературы ИФИ РГГУ и издательская группа «АСТ») состоялся литературный вечер «Москва как литературный герой».
Ведущий вечера книжный обозреватель и выпускник РГГУ Константин Мильчин («Русский репортер») отметил актуальность темы - в последнее время очевиден повышенный интерес всех участников литературного процесса (авторов и издателей, читателей и критиков) к городским историям и легендам. Поговорить об этом согласились два писателя, чьи произведения о Москве и являются на данный момент наиболее ярким и высокохудожественным проявлением этой тенденции, - это финалисты национальной литературной премии «Большая книга» прозаик Александр Кабаков (автор сборника «Московские сказки») и эссеист Рустам Рахматуллин (автор книги «Две Москвы, или метафизика столицы»).
Общей исходной точкой размышлений обоих авторов стало сопоставление двух столиц, Москвы и Петербурга, в метафизическом и литературном планах. В частности, Кабаков, полемизируя с общепринятым представлением, подчеркнул особую фантасмагоричность Москвы, присущую ей в большей степени, нежели Петербургу. Лучше всего в русской литературе это качество Москвы увидел Михаил Булгаков, заложивший традиции московского мистического повествования. Рустам Рахматуллин видит главное отличие Москвы от Петербурга в наличии некоего высшего замысла, метафизического прообраза, который московские архитекторы веками силились разгадать и воплотить на земле, в то время как Петербург - город «умышленный», по выражению Рахматуллина, полностью подчиненный воле творца-человека. Установка на метафизический прообраз позволяет продуктивно сопоставлять Москву с ее историческими предшественниками - с Римом и Константинополем. Уникальность Москвы, по его словам, в том, что это город, который способен рождать литературу и «дает возможность сочинить любую сказку заново». Рустам Рахматуллин обозначил особенность Москвы как «предзаданность» ее формы; современная столица - город, задуманный на небесах и постоянно находящийся в процессе воплощения собственной идеи.
Значительную часть своих исследований Рахматуллин посвятил разгадке так называемой «местной фабулы» - некоего постоянного сюжета, обусловленного важным событием, случившимся на этом месте в прошлом. Влияние «местных фабул» заметно и в русской литературе - знание истории Москвы позволяет лучше понять мотивы поведения многих персонажей отечественной классики (например, две женщины в жизни Юрия Живаго, Тоня и Лара, оказываются тесно связанными с определенными локусами, а именно с Арбатом и Кузнецким мостом, оказываясь буквально «гениями места», что во многом и определяет судьбу героев романа Пастернака). Не сомневается в способности Москвы порождать сюжеты, в том числе литературные, и Кабаков. Так, в его собственных текстах Москва 2000-х предстает как новый Вавилон, стремящийся обзавестись новыми вавилонскими башнями и потому обреченный повторить печальную библейскую историю.
После основной дискуссии ее участники отвечали на многочисленные вопросы - тема родного или новообретенного Города оказалась актуальной для всех зрителей. Кабаков и Рахматуллин щедро поделились со зрителями не только своими знаниями.
В завершение встречи директор Центра новейшей русской литературы Дмитрий Бак пригласил на следующие мероприятия проекта «Траектории чтения»: 21 мая с читателями поговорят о прозе и критике Майя Кучерская и Лев Данилкин, а 15 июня проблематику социального романа обсудят Ольга Славникова и Александр Снегирев.