21 мая 2009 года в РГГУ состоялся Круглый стол «Рецепция современной прозы: критика и литература» в рамках литературного проекта «Траектория чтения: контексты современной русской литературы», реализуемого Центром новейшей русской литературы ИФИ РГГУ совместно с издательской группой «АСТ».
21 мая 2009 года в РГГУ состоялся Круглый стол «Рецепция современной прозы: критика и литература» в рамках литературного проекта «Траектория чтения: контексты современной русской литературы», реализуемого Центром новейшей русской литературы ИФИ РГГУ совместно с издательской группой «АСТ». Основное направление дискуссии задали главные участники вечера - действующие литературные критики, имеющие успешный опыт обращения к созданию художественной прозы, а именно - книжный обозреватель газеты «Ведомости», лауреат премии «Студенческий Букер» Майя Кучерская и книжный обозреватель журнала «Афиша», финалист премии «Большая книга» Лев Данилкин. На встрече с авторами были представлены их последние книги - сборники критических статей («Наплевать на дьявола» М. Кучерской и «Нумерация с хвоста» Л. Данилкина).
Ведущим вечера стал Александр Архангельский, телеведущий канала «Культура» и прозаик. Гостями вечера также стали заведующая редакцией «Современная русская проза» издательства «АСТ» Елена Шубина, критик Евгения Вежлян («Новый мир»), писатели Владимир Березин и Сухбат Афлатуни, директор Института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз и директор Центра новейшей русской литературы ИФИ РГГУ, проректор РГГУ по научной работе Дмитрий Бак.
В центре внимания участников круглого стола оказался вопрос о роли и месте литературной критики в современной России. А. Архангельский отметил, что, несмотря на кажущуюся невостребованность критики современным читателем, серьезный разговор о книгах необходим; дело не в отсутствии спроса, а в отсутствии предложения - пишущих критиков осталось немного. М. Кучерская согласилась с тем, что литературная критика как таковая претерпевает кризис, связанный с тем, что пишущие о литературе больше не позиционируют себя как критики. По ее мнению, литература занимает одно из последних мест в газетах, интеллектуальном или досуговом «глянце»: стандартного формата рецензии в 3000 знаков оказывается недостаточно для традиционного для критики аналитического высказывания, а более обстоятельные критические публикации в «толстых журналах» не имеют резонанса из-за специфической роли этого формата периодики в современной культуре. Чтобы существовать в таких условиях, критике необходимо измениться, спасение М. Кучерская видит в более глубоком понимании современными критиками экономического аспекта литературы, механизмов книжного рынка для более адекватной эпохе оценки произведения.
Л. Данилкин предложил посмотреть на критику как на производную от исторического процесса, ее основной функцией сегодня он считает «фильтрование» литературных произведений, выделение лучшего из огромного массива новой литературы.
Проректор РГГУ по научной работе Д.П. Бак заметил, что в современной ситуации роль «навигатора» в литературном процессе все чаще берут на себя литературные премии, диктующие критике основные сюжеты и приоритеты.
В. Березин поддержал вопрос о социальном аспекте современной литературы и предложил поспорить о том, оказывает ли критика прямое влияние на продажи или же пиар-технологии быстрого действия оказываются эффективнее. А. Архангельский в ответ заметил, что важнее не что влияет на продажи, а что обладает силой легитимизировать автора в качестве настоящего писателя - по его мнению, именно в этом заключается основная функция литературной критики, делающая ее важнейшим инструментом выстраивания дальнейшей истории литературы. Снова развернулась острая дискуссия на тему массовой и «серьезной» литературы, которая так или иначе была затронута на всех предыдущих мероприятиях цикла. В частности, встал вопрос, должна ли критика освещать произведения массовой литературы.
В результате обсуждения участники круглого стола пришли к выводу, что одна из главных проблем современной критики - невозможность диалога ее представителей, отсутствие площадки, на которой представители различных точек зрения могли бы собраться для непосредственного разговора. Проект «Траектория чтения», родившийся в стенах РГГУ, и другие подобные инициативы Центра новейшей русской литературы ИФИ РГГУ наглядно демонстрируют, что возможность такого открытого разговора профессионалов еще существует.