10-13 октября 2018 года в РГГУ прошла Международная научная конференция «Судьбы абстрактного экспрессионизма», приуроченная к 100-летию со дня рождения Ги де Монлора (1918–1977). Конференция была организована кафедрой теории и истории искусства факультета истории искусства РГГУ и Государственным институтом искусствознания Министерства культуры РФ при участии Союза художников Азии во Франции (UAAF, Париж, Франция) и Высшего института искусствоведения (IESA arts & culture, Париж, Франция).
Цель конференции заключалась в том, чтобы максимально полно раскрыть причины возникновения и маршруты движения абстрактного экспрессионизма в истории мирового искусства накануне и после первой и второй мировых войн. В число задач, поставленных перед участниками, входило:
- рассмотреть стилевые преобразования абстрактного экспрессионизма в истории европейского , русского и азиатского искусства и литературы ХХ –ХХI вв.;
- исследовать место и роль творчества французского художника Ги де Монлора в развитии абстрактного экспрессионизма в искусстве Европы и США ХХ века;
- выявить духовные истоки абстрактного экспрессионизма в истории изобразительных искусств, архитектуры, литературы, музыки, театра.
В конференции приняли участие 47 специалистов из различных областей искусствознания, эстетики и философии искусства, литературоведения, музыковедения, театроведения. При этом 20 специалистов прибыли из Франции, Германии, Испании, Гонгконга, Китая, Канады, Португалии, Италии, Греции, Венесуэлы, Казахстана. Помимо РГГУ на конференции были представлены Государственный институт искусствознания, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Челябинский университет, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГАХИ им. В.И. Сурикова, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Российская академия музыки имени Гнесиных, Университет Париж 8 Винсенн – Сен-Дени, (Париж, Франция), Высший институт искусствоведения (IESA arts & culture, Париж, Франция), Университет Париж 10 Нантер, Высшая нормальная школа / Национальный центр научных исследований (Париж, Франция), Союз художников Азии во Франции (UAAF, Париж, Франция), Институт философии (Университет Порту, Португалия), Университет Магна Грэча (Катанцзаро, Италия), Университет Калгари (Альберта, Канада), Андский университет (Мерида, Венесуэла), Университет Помпеу Фабра (Барселона, Испания), Кёльнский университет (Кёльн, Германия), Казахская национальная академия искусств им. Т.К. Жургенова (Алматы, Казахстан), Московская академия государственного и муниципального управления, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет и др.
Работа конференции состояла из 9 тематических сессий.
На первой тематической сессии «Абстрактный экспрессионизм в контексте всеобщей истории, культурв, политики» были представлены доклады Жоржа Де Монлора, владельца личной коллекции работ Ги де Монлора, «Ги де Монлор, краткая биография»; Доменико Билотти, доктора права (Университет Магна Грэча) «Ги де Монлор: право – померкнуть, грех – быть забытым»; Марии Вальдес-Одриосола «Моя интуитивная Гавана» и «День Д в живописи Ги де Монлора: когда пляж становится местом памяти»; И.Н. Захарченко «Живопись кончилась… Да здравствует живопись! Политический активизм и художественная традиция в стратегиях Асгера Йорна».
Доклады второй тематической сессии «Абстракционизм и экспрессионизм: исторические контексты» были посвящены контекстуальному анализу истории экспрессионизма. Следует отметить доклады заслуженного деятеля искусств РФ, заведующей отделом личных коллекций (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва) Н.Б. Автономовой «Галка Шейер и художники Синей четверки»; ведущего науч. сотрудника отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, доцента кафедры теории и истории искусства РГГУ А.Ю. Чудецкой «”Абстракция как жест освобождения”: Николай Вечтомов, Владимир Немухин, Лидия Мастеркова (О путях послевоенного абстрактного искусства в России)»; профессора кафедры теории и истории искусства РГГУ Б.М. Соколова «Символизм, экспрессионизм и абстракция в поэзии В.В. Кандинского»; профессора кафедры кино и современного искусства РГГУ А.В. Маркова «Николя де Сталь и Рене Шар: некоторые неизвестные аспекты их спора о театральном вторжении в изобразительные искусства»; доцента кафедры теории и истории искусства РГГУ М.Г. Пивень «Поздний период в творчестве Макса Эрнста: контексты и влияния»; директора Фонда русского абстрактного искусства А.А. Каргановой «Метод Элия Белютина. От создания коллективной школы к “Теории всеобщей контактности”».
Доклады третьей тематической сессии «В поисках природы абстракции» были посвящегы осмыслению природы абстракции и сущности «абстрагирования» в пластических искусствах. Здесь следует отметить доклады доктора эстетики, заслуженного профессора Университета Париж 8 Винсенн – Сен-Дени (Париж, Франция) Жоржа Блесса «Фигуративность или абстракция? Фиктивные различия и хронологические иллюзии»; доктора гуманитарных наук, доктора философии (эстетика и искусствоведение) Элены Каньядас-Сальвадор (Университет Помпеу Фабра / Университет Париж 10 Нантер, Барселона / Испания / Франция) «Абстрактный экспрессионизм и потребность в абстракции»; сотрудника лабораторий EA 7322 «Литература, Истории, Эстетика» и EA 4414 «История искусств и представлений» (Университет Париж 8 Винсенн – Сен-Дени, Университет Париж 10 Нантер, Высшая нормальная школа / Национальный центр научных исследований, Париж, Франция) Грегори Жуанно-Даманса «О неформальном искусстве как о жесте грунтования. Мировоззрения и самопереживания»; сотрудника лаборатории «Литература, Истории, Эстетика» (Университет Париж 8 Винсенн – Сен-Дени, Париж, Франция / Москва, Россия) Э.А. Дейнеки «Между “изящными” и “грубыми” искусствами: абстрактный экспрессионизм как аутсайдерство (Опыт живописи Ги де Монлора)»; сотрудника лаборатории «Литература, Истории, Эстетика» (Университет Париж 8 Винсенн – Сен-Дени, Париж, Франция / Москва, Россия) Л.В. Бучилиной-Нессельрод «Абстракция и экспрессия: отношение возвратности в живописи Ги де Монлора (1918-1977)»; заслуженного художника РФ (Союз художников России) Л.С. Сергеевой «Выражение чувств».
На четвертой тематической сессии «Духовные и религиозно-мистические аспекты абстрактного искусства» выступили: профессор, зав. кафедрой теории и истории искусства РГГУ Л.Ю. Лиманская с докладом «Дорога к свету: живопись Ги де Монлора в контексте духовных исканий эпохи»; аспирант факультета истории искусства РГГУ Мари Хачатрян с докладом «Онтоарт Антонио Менегетти: абстрактное как выражение духовного»; магистр искусств, докторант (Кёльнский университет, Кёльн, Германия / Россия) Лилия Соколова с докладом «Абстракция как выражение религиозных истин в живописи Василия Кандинского»; доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (Ивановский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Иваново, Россия) Д.С. Буданова с докладом «Библейские мотивы в творчестве Здзислава Бексиньского».
На пятой тематической сессии « Техники и технологии экспрессивности» были заслушаны доклады доктора семиотики и филологии, профессора семиотики, сотрудника лаборатории семиотики искусства, члена Международной ассоциации семиотических исследований IASS, члена Латиноамериканской ассоциации семиотических исследований (Андский университет, Мерида, Венесуэла / Италия) Манжьери Рокко «Выполненные жесты: Воплощение и кинетическая экспрессия в живописи Ги де Монлора»; доктора эстетики, руководителя отделения Европа (Высший институт искусствоведения, Париж, Франция / Афины, Греция) Даветта Демосфена «Техническая духовность»; доцента кафедры теории и истории искусства РГГУ Э.Г. Швец; преподавателя русского языка, литературы и мировой художественной культуры (Озёрный, Россия) И.А. Жаворонок «Технико-технологические особенности живописи абстракционизма как художественные практики первой половины ХХ века»; искусствоведа-эксперта Центра традиционной тульской керамики (Москва, Россия) Л.Б. Фрейверт «Ги де Монлор: новая гуманизация искусства и методы построения пространства».
На шестой тематической сессии «Психология экспрессионистического творчества и его восприятия» были заслушаны доклады профессора Московской академии государственного и муниципального управления (Москва, Россия) Н.М. Свидан «Абстрактный экспрессионизм и вариативность восприятия»; философа, писателя, поэта (Гонконг, Китай / Непал) Лимбу Деш Багадура и доктора педагогики, сотрудника Веркландской педагогической школы (Университет Калгари, Калгари, Альберта, Канада) Фишера Р. Майкла «Абстрактный экспрессионизм сквозь призму фиаризма»; доцента, зав. кафедрой культурологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (Пермь, Россия) О.В. Игнатьевой-Вильбоа «Творчество Ги де Монлора в контексте теории травмы»; доцента кафедры философии Сибирского государственного медицинского университета (Томск, Россия) К.А. Семенюк; студентки Сибирского государственного медицинского университета (Томск, Россия) С.В. Чебан «Экзистенциальная составляющая художественного творчества душевнобольных и эстетика экспрессионизма и сюрреализма: компаративный анализ».
На седьмой тематической сессии «Абстрактный экспрессионизм и литература» выступили профессор кафедры теоретической и исторической поэтики РГГУ М.Н. Дарвин с докладом «Портрет-пейзаж в лирике русских футуристов (На материале раннего творчества Бориса Пастернака)»; доктор филологии, журналист (Париж, Франция) Ноден Франсуа с докладом «De Metaphysica Rerum»; аспирантка филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова А.В. Швец с докладом «Переводя Маяковского в визуальное измерение: супрематистский язык Эль Лисицкого»; ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ С.Н. Зенкин с докладом «Абстракция как травма: “Повесть о картине” Пьеретт Флетьо»; зав. кафедрой теоретической и исторической поэтики РГГУ В.И. Тюпа с докладом «Абстрактный экспрессионизм в искусстве слова как гуманитарная угроза».
На восьмой тематической сессии «Абстракция и экспрессия в музыке и архитектуре» были представлены доклады заместителя редактора отдела культуры издательства «Известия», председателя музыковедческой секции Молодежного отделения Союза композиторов России С.А. Уварова «Абстракция и экспрессионизм в музыке и живописи: параллели и пересечения»; доктора эстетики, сотрудника Института философии (Университет Порту, Порту, Португалия) Геррейро Витоара «Что нам может поведать абстрактный экспрессионизм о музыкальном выражении?»; профессора, зав. кафедрой истории и теории исполнительского искусства Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского В.П. Чинаева «Супрематическая музыка – астральная живопись: встречное движение»; доцента кафедры фортепиано Российской академии музыки имени Гнесиных Н.А. Говар «Музыка будущего»: о некоторых проявлениях экспрессионизма в отечественной фортепианной миниатюре XX века»; доцента, профессора кафедры дизайна Российской государственной специализированной академии искусств И.А. Ширшкова «Абстрактный экспрессионизм в архитектуре».
На девятой тематической сессии «Национальные и региональные формы абстрактного и экспрессионистического искусства» были представлены доклады аспиранта Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова Ю.А. Гладкой «Абстрактный экспрессионизм в Сан-Франциско: переживание опыта войны в живописи»; писателя, арт-критика (Клуб мастеров современной прозы ЛИТЕРА К, Москва, Россия В.Т. Яворского и художника Т.В. Стрельбицкой «Искусство неравнодушных – Воин цвета (Экспрессионизм в России XXI века на примере работ художника и режиссера театра Тани Стрельбицкой)»; аспиранта Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова, Москва / Дамаск, Россия / Сирия) Саллум Сохи «Судьба абстрактного экспрессионизма в графическом искусстве Сирии»; профессора кафедры истории и теории изобразительного искусства Казахской национальной академии искусств им. Т.К. Жургенова (Алматы, Казахстан) С.А. Шкляевой «Живопись действия» – творчество казахстанского художника А. Казгулова»; искусствоведа, президента Союза художников Азии во Франции (Союз художников Азии во Франции, Париж, Франция / Китай) Хэ Йюхонг «Экспрессионизм и абстракция в китайской живописи».
Мероприятия, организованные в рамках конференции:
11 октября в Государственном институте искусствознания была открыта выставка живописи Ги де Монлора и организован Круглый стол с художниками и искусствоведами, предложена Демонстрация фильма «Самый длинный день» (1962). В рамках круглого стола организовано чтение неизданной рукописи Ги де Монлора из семейного архива «Ночные записки» (на французском языке с русским переводом).
К участию в круглом столе в ГИИ приглашены искусствоведы Джон Эллис Боулт и Николетта Мислер и художники: Франциско Инфанте-Арана, Нонна Горюнова, Александр Костин, Александр Панкин, Лариса Сергеева, Мария Вальдес-Одриосола, Таня Стрельбицкая, Дмитрий Плоткин, Тодор Пожарев, Демосфен Даввета.
12 октября состоялись дискуссия и музыкально-поэтический вечер в библиотеке Культурного центра А. де Сент-Экзюпери. Ведущие - Эвелина Дейнека и Витор Геррейро. В программе - исполнение песен военного времени и сольный концерт Эльвиры Ткаченко (лирическое сопрано, лауреат международных конкурсов, стажер Итальянской академии класс Кьряа Анжелла ( Chiara Angella) и (Сильвио Занон) Silvio Zanon, Академия оперного пения «Progetto Voce»).
14 октября участники конференции в ходе ознакомительной экскурсии по Москве посетили Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Далее в Культурном центре «Крафт» прошел экспрессионистический спектакль «Мечта идиотки», автор пьесы - Войцех Яворский, художник-постановщик и режиссер - Дмитрий Плоткин. В главной роли актриса Наталья Монастырская.
По итогам конференции опубликован сборник статей «Судьбы абстрактного экспрессионизма. К 100-летию со дня рождения Ги де Монлора (1918–1977)» / THE DESTINIES OF ABSTRAIT EXPRESSIONISM. For the Centenary of Guy de Montlaur’s Birth (1918–1977) – научные редакторы Л.Ю. Лиманская, Э.А. Дейнека, М.В. Загидуллина.
С программой конференции можно ознакомиться ЗДЕСЬ.