17 июня состоялась открытая лекция профессора Коллеж де Франс (Париж) Антуана Компаньона «Рассказ с фотографиями», организованная Институтом высших гуманитарных исследований и Управлением международных связей РГГУ.
17 июня состоялась открытая лекция профессора Коллеж де Франс (Париж) Антуана Компаньона «Рассказ с фотографиями», организованная Институтом высших гуманитарных исследований и Управлением международных связей РГГУ.Лекция была посвящена синтезу автобиографического текста и фотографии в современной литературе.
А. Компаньон ссылается в своих лекциях на такие значимые фигуры французской и мировой литературы, как Ж.-П.Сартр, М.Пруст, Р.Барт и М.Фуко, с одной стороны, и М.Дюрас, А.Бретон, Н.Бувье – с другой. Точнее, на противопоставлении парадигмы об эстетической роли литературы, которая ни в коем случае не является отражением действительности, и нового прочтения роли автора. В тексте могут быть использованы фотографии, которые создают новую литературную действительность, не обязательно соответствующую истинному положению вещей. Авторская фантазия переплетается с документальностью нашей жизни, запечатленной на видеопленках, фотографиях и других носителях. Автор может использовать их как для создания вымышленной истории, так и для простой манипуляции фактами. А. Компаньон приводит слова французского писателя-структуралиста Р.Барта, «она [фотография] никогда не лжет; <…> она может солгать о значении вещи, но никогда о ее существовании».
Поколение А. Компаньона выросло на идеях экзистенциализма, они делали выбор между «жить или рассказывать», именно так проблему литературы сформулировал Ж.-П.Сартр. Рассказывать о своей жизни было не принято, по крайней мере публично; сегодня ситуация в корне изменилась. Доминирующей теорией является теория субъекта. Отличительный признак субъекта – эмоциональность, поэтому, утверждает А. Компаньон, автобиографический роман М. Дюрас «Любовник» имел и имеет до сих пор большой успех. Проблема допустимости рефлексии и описания переживаний в литературе, обреченной быть субъективной, но стремящейся к правдивости сейчас не стоит так остро.
По мнению лектора, появляется все больше повестей, в которых фотография служит посредником для памяти, связующим звеном между читателем и автором. Простая наглядность фотографии служит доказательством причастности к истине, даже если эта истина существует только в рамках текста. У писателей есть возможность рассказать о переживаниях, не скрываясь за маской литературного персонажа или, наоборот, изменить свою историю до неузнаваемости, используя квазиавтобиографию, подтвержденную фотографией.
Лекция вызвала живой интерес у слушателей и продолжилась дискуссией о значении Интернета и новых технологий в литературе, о жанре блогов и традиционной литературе.