22 октября в РГГУ в рамках подготовки к Гуманитарным чтениям -2010 прошел межвузовский научно-практический семинар «Магистерские программы в современном университете: технологии, опыт, перспективы».
22 октября в РГГУ в рамках подготовки к Гуманитарным чтениям -2010 прошел межвузовский научно-практический семинар «Магистерские программы в современном университете: технологии, опыт, перспективы». Семинар был организован Отделом магистерских программ РГГУ. гостями и активными участниками семинара также стали представители РУДН и МГИМО (У) МИД России. Главной целью мероприятия стало обсуждение проблем, связанных с введением магистерских программ в отечественную систему образования.
В приветственном слове проректор по научной работе Д.П. Бак определил круг вопросов, которые предстоит обсудить на семинаре. Он отметил, что магистерские программы являются неотъемлемой частью Болонского процесса, но внедрение таких программ в систему отечественного образования сопряжено с рядом технических проблем. Одна из них заключается в том, что система отечественного образования четко регламентирована и иерархизирована, а принципы болонской системы предлагают более демократичный подход. К тому же в России уже была попытка ввести двухступенчатую систему высшего образования, которая не увенчалась успехом. Также не стоит забывать, что магистерская программа – это не разновидность специалитета, а качественно новый продукт. На сегодняшний день до конца не определены условия поступления абитуриентов в магистратуру. Д.П. Бак добавил, «что список вопросов и проблем, связанных с магистратурой и требующих обсуждения и решения, можно продолжать до бесконечности, но наш семинар имеет прикладной характер. Магистерские программы не могут существовать без учебных рабочих планов, методических материалов и концепций».
Заместитель председателя Научно-методического совета по магистерским программам Е.Н. Ивахненко представил свое видение проблемы внедрения магистерских программ в России. К ним, прежде всего, относятся:
• совместимость зарубежных и отечественных программ обучения;
• мобильность студентов не только международная, но и внутривузовская и внутрироссийская;
• создание привлекательного продукта для привлечения студентов
Проректор по научной работе РУДН Н.С. Кирабаев рассказал об опыте РУДН в организации магистерских программ: «В конце 80-х гг. мы перевели университет на двухуровневую систему, с тех пор мы ориентируемся на европейские стандарты образования, а также на традиции отечественного образования до 1917 г.». Также Н.С. Кирабаев отметил, что высокое качество магистратуры напрямую связано с возможностями научной школы.
В рамках семинара был организован телемост с директором Высшей школы европейских культур РГГУ К. Вашеком. Он заметил, что дискуссия по поводу внедрения магистратуры в систему российского образованиядавно назрела. Магистерские программы имеют особый статус, так как на них обучается малое количество студентов и по особой системе, которая предполагает индивидуальную работу со студентами.
Работа семинара продолжилась круглым столом на тему «Магистерская подготовка: оптимизация, компетенции, сотрудничество», на котором были затронуты проблемы перехода на кредитно-модульную систему обучения, диверсификации научно-исследовательской работы магистранта и др.