РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Краткое сочинение должно стать частью ЕГЭ – ректор РГГУ
23.11.2009

Краткое сочинение должно стать частью ЕГЭ – ректор РГГУ

О приемной кампании этого года РИА Новости рассказал ректор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Ефим Пивовар.


Краткое сочинение должно стать частью ЕГЭ – ректор РГГУ

РИА Новости

Краткое сочинение должно стать частью ЕГЭ – ректор РГГУ

В этом году все вузы страны впервые принимали студентов на основании результатов единого госэкзамена (ЕГЭ). Чтобы проверить знания поступивших, ряд учебных заведений провел собственные испытания для первокурсников. О приемной кампании этого года РИА Новости рассказал ректор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Ефим Пивовар.

- Ефим Иосифович, в некоторых вузах остались не довольны результатами промежуточной аттестации студентов: первокурсники якобы демонстрируют знания худшие, чем если судить по баллам ЕГЭ. С чем это может быть связано

Ректор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Ефим Пивовар

- Зависимость между итогами приемной кампании и результатами обучения в вузе была всегда, но она никогда не была прямой. Иначе бы все школьные медалисты должны были быть лучшими из студентов, а это не так. Можно успешно сдать вступительные экзамены, а учиться не очень хорошо. Здесь сходится много факторов: другой город, жизнь в общежитии, иной характер учебного процесса. К тому же при написании проверочных работ у ребят уже нет той повышенной мотивации, какая была на момент поступления в вуз.

Мы аттестации первокурсников в первые недели не проводили, хотя вопрос, кого мы набрали, нас тоже, конечно же, интересовал и интересует. Я уточнял у преподавателей первого курса: набором они довольны, но достоверно о нем можно будет судить по итогам первого и второго семестров.

Заявлений к нам поступило 75 тысяч, при том что набирали мы одну тысячу студентов. Учитывая, что многие абитуриенты подали документы сразу в несколько вузов, было три волны зачисления плюс дополнительный набор, картину мы ожидали нетипичную. К счастью, пока ничего тревожащего не наблюдаем.

- Впервые в этом году набор по итогам ЕГЭ проходил повсеместно. Стало ли что-то для вас неожиданностью?

- Такого не было. На отдельные специальности по итогам ЕГЭ мы принимали студентов и до этого года. И тестовую систему проверки знаний практиковали раньше, почти по всем дисциплинам, потому что поняли, что она более объективна.

При этом ЕГЭ не мешает нам использовать и другие формы проверки знаний. Для творческих профессий (журналистов, искусствоведов) у нас остались творческие экзамены. На двух специальностях с высокими баллами по ЕГЭ в предыдущей кампании проводился дополнительный экзамен. И мы принимали абитуриентов по итогам олимпиад.

- Говорят, что ЕГЭ «оглупляет нацию». Согласны ли вы с таким утверждением?

- Нет, нация ведь меняется. Современное поколение не мыслит жизни без мобильных телефонов, Интернета, флэшек и прочих аудиовизуальных возможностей. Широко входят в практику и системы тестов.

Выпускник вуза приходит устраиваться на работу, а его просят выполнить тестовое задание. Его могут тестировать и когда он уже работает. Тестовая система - это примета времени. Нельзя сказать, что она идеальна, но к ней надо быть готовым.
Однако раз уж мы перенимаем мировой опыт, надо включать все его позитивные достижения. Чтобы оценить знания абитуриента, результатов только тестов недостаточно. Нужно вводить портфолио выпускников школ, которое они заранее будут присылать в вуз и благодаря которому вуз сможет лучше узнать их.

Потфолио могло бы включать комплекс сведений: школьные оценки за последние несколько лет, учительские отзывы о выпускнике, резюме самого абитуриента, в котором тот излагает, какими владеет навыками. В особо престижные вузы можно оставить при поступлении на отдельные специальности собеседование.

- Вы как историк довольны контрольно-измерительными материалами (заданиями) ЕГЭ?

- Конечно, их надо совершенствовать. И работа эта постоянно идет. Надо усилить часть С в заданиях до краткого сочинения, чтобы выпускники могли сформулировать свою позицию, свое виденье проблемы, и уменьшать количество заданий в части А, где правильный ответ можно случайно угадать.

- Совершенна ли, на ваш взгляд, процедура экзамена?

- Она требует доработки. К примеру, в Азербайджане все задания проверяются в едином центре, к тому же в месте, имеющем отношение к администрации президента этой страны.

Отказываться от ЕГЭ бессмысленно: он действительно сделал обучение более доступным. Абитуриент с Сахалина может подать документы в разные московские вузы, легко поступить и успешно учиться. Раньше такой ребенок побоялся бы поступать в столичный вуз, это было настоящим подвигом для всей семьи.

- Уже известно, что правила приема 2010 года будут изменены: количество вузов, куда можно будет подать документы, ограничится пятью, а количество специальностей – тремя в одном вузе. Обоснованы ли такие ограничения?

- Я - за свободу выбора. Но в данном случае мы должны думать и о профориентации будущих специалистов. Вот в первой волне одна из абитуриенток подала к нам документы на 33 программы, на 22 прошла и ни на одной в итоге не появилась.

То, что некоторые абитуриенты подавали документы на совершенно разные специальности, тревожно. Если они не видят различия, допустим, между историей и психологией, политологией и социологией, значит, нам обязательно надо заниматься профориентационной работой. Призвание и любовь к профессии еще никто не отменял, и мы должны помочь выпускникам делать осознанный выбор.