4 декабря 2009 года состоялась презентация видеомемуаров ректора РГГУ, члена-корреспондента РАН Е.И. Пивовара «Учительство рассчитано на вечность».
4 декабря 2009 года состоялась презентация видеомемуаров ректора РГГУ, члена-корреспондента РАН Е.И. Пивовара «Учительство рассчитано на вечность». Темой фильма стали воспоминания Е.И. Пивовара о выдающемся историке В.З. Дробижеве.
Директор УНЦ визуальной антропологии и эгоистории Н.И. Басовская напомнила, что это уже шестой выпуск видеомемуаров, осуществленный УНЦ ВАЭ и Центром довузовского образования РГГУ. Она подчеркнула, что Е.И. Пивовар предстает перед зрителем не в «в административном виде» ректора учебного заведения – но прежде всего как ученик, искренне и проникновенно рассказывающий об учителе. Н.И. Басовская поблагодарила всех, кто принимал участие в работе над проектом, и выразила надежду, что видеовоспоминания о В.З. Дробижеве будут интересны представителям разных поколений исследователей.
Е.И. Пивовар отметил, что его вдохновила идея воссоздать образ учителя, который был для него настоящим Учителем и которому он многим обязан. Он напомнил о важности связи «учитель – ученик», о том, как важно бывает выявить и помочь реализовать способности. Эта проблема представляется особенно острой сегодня, когда у молодежи трудности возникают не только в поиске призвания, но даже в вопросах профориентации. По словам ректора, «тем, у кого есть подлинный Учитель, очень повезло».
Е.И. Пивовар признался, что искренний рассказ на камеру дался ему нелегко, и поблагодарил съемочную группу за проделанную работу. Он подчеркнул, что В.З. Дробижев 5 лет проработал в МГИАИ – РГГУ, а потому для многих зрителей это не чужой человек. В связи с этим ему особенно важно было рассказать о важных для него качествах этого выдающегося исследователя, основателя научной школы, яркого, незаурядного человека – своего учителя.
Затем зрителям были представлены фрагменты из 14 эпизодов фильма. Яркий рассказ дополнялся фотографиями из архива семьи и учеников В.З. Дробижева, прекрасно иллюстрирующими истории о научной работе и увлекательных путешествиях, решении бытовых вопросов и мудрых советах учителя, о взаимоотношениях учителя и учеников, о поисках пути в науке. Искренность, желание нарисовать как можно более живой образ яркого человека и свойственный рассказчику мягкий юмор делали одинаково интересными для зрителя и драматичные эпизоды, и курьезные истории, а рассказы о научной работе и студенческой жизни в равной степени трогали слушателей.
Просмотр вызвал оживленное обсуждение. Первый проректор – проректор по учебной работе В.В. Минаев, для которого В.З. Дробижев также был учителем, напомнил о вкладе Дробижева в науку, рассказал несколько историй, характеризующих эту яркую личность. Директор ИАИ РГГУ А.Б. Безбородов рассказал о своей работе с В.З. Дробижевым, о его роли в международной деятельности кафедры, о создании музейного центра. Академика РАО, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный профессор РГГУ, заведующий кафедрой москвоведения ИАИ РГГУ С.О. Шмидт рассказал о своей работе с В.З. Дробижевым «в допивоваровские времена», а также указал на безграничные перспективы нового вида историографического источника – видеомемуаров. Действительный член РАЕН, завкафедрой аудиовизуальных документов и архивов факультета технотронных архивов и документов ИАИ РГГУ В.М. Магидов указал на новые возможности, которые открывает перед исследователями формат видеомемуаров, позволяющий представить объективный и неравнодушный рассказ о выдающемся исследователе и о феномене учительства в целом. Директор ИФИ РГГУ П.П. Шкаренков напомнил, что он не был знаком с В.З. Дробижевым, а потому его суждение – это мнение зрителя. Он поделился впечатлениями от просмотра, отметил удачное композиционное решение фильма, поздравил всех участников проекта с успешной работой.
Все выступавшие отметили высокий потенциал самого жанра видеомемуаров и призвали к развитию этого проекта, а также поддержали идею воспоминаний об учителях – тех, кого помнят и о ком рады рассказать. В заключение Л.М. Дробижева поблагодарила всех за интерес к проекту, доказавшему, что «все, что сделано с душой и с умом, остается жить», и выразила радость, что «научное сообщество» состоит из неравнодушных людей, которые испытывают друг к другу живой интерес и готовы слушать друг друга.