РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Круглый стол "Современное историческое россиеведение и учебно-методическое обеспечение магистерских образовательных программ"
27.01.2010

Круглый стол "Современное историческое россиеведение и учебно-методическое обеспечение магистерских образовательных программ"

26 января в рамках Гуманитарных чтений РГГУ – 2010 в зале Ученого совета состоялся Круглый стол "Современное историческое россиеведение и учебно-методическое обеспечение магистерских образовательных программ"


27.01.2010

Круглый стол "Современное историческое россиеведение и учебно-методическое обеспечение магистерских образовательных программ"

26 января в рамках Гуманитарных чтений РГГУ – 2010 в зале Ученого совета состоялся Круглый стол "Современное историческое россиеведение и учебно-методическое обеспечение магистерских образовательных программ".

Во вступительном слове директор Историко-архивного института РГГУ, д-р ист. наук А.Б. Безбородов обозначил свое видение вынесенной на дискуссию проблематики. Он особо подчеркнул качество инновационной составляющей университетских научно-образовательных проектов. Сделав краткий обзор содержания подготовленного учебного пособия для магистрантов ― историков-россиеведов со специализацией по проблематике СССР/РФ, А.Б. Безбородов призвал участников круглого стола обсудить, прежде всего, формат и концептуальную идею представленного пособия, его соответствие задачам реформы высшего образования.

В программном выступлении д-ра ист. наук Л.Е. Горизонтова «Россиеведение как область научных знаний: отечественные традиции и зарубежный опыт» были охарактеризованы предметная область, понятийный аппарат, методологические основания и формы развития исторического россиеведения, его генезис и специфика как комплексного научного направления, сложившегося на стыке целого ряда гуманитарных дисциплин. Л.Е. Горизонтов констатировал крупный интеллектуально-эвристический потенциал россиеведения как «познания России», синтезирующего отечественные и зарубежные традиции науки, его общественно-политическое значение, высокую степень продуктивности включения в образовательную практику.

В сообщении «Проблемные поля исторического россиеведения: актуальные приоритеты изучения новейшей и современной истории» д-р ист. наук А.В. Шубин представил узловые моменты социальной истории России XX в. ― от революции 1917 г. до распада СССР, подчеркнув задачу глубинного познания и осознания негативного исторического опыта.

Канд. ист. наук А.А. Киличенков в докладе «Задачи учебно-методического обеспечения магистерских программ россиеведческого профиля» заострил внимание на соотношение специфики новых подходов к обучению магистрантов-россиеведов и существующих ныне методик этого обучения. Выразив сомнение в необходимости учебника или сборника статей, каковым ему видится представленный круглому столу текст «пособия», докладчик призвал заново продумать его методическую идею. Впрочем, заметил  А.А. Киличенков, работу авторского коллектива вполне можно квалифицировать как первый шаг на пути к созданию полноценного и качественного учебного пособия для магистрантов.

Обсуждение поднятых вопросов переросло в свободный обмен мнениями, в котором приняли участие д-р ист. наук Т.Ю. Красовицкая,  д-р ист. наук В.Д. Зимина,  канд. ист. наук О.В. Павленко, канд. ист. наук Ю.С. Цурганов, канд. ист. наук А.Н. Бачинин, руководители магистерских программ, преподаватели и магистранты РГГУ. Концепция учебного пособия для магистрантов вызвала оживленную дискуссию между всеми участников круглого стола. 

Подводя итоги, Л.Е. Горизонтов констатировал, что круглый стол, во-первых, подтвердил высокое значение и статус междисциплинарных магистерских программ историко-россиеведческого профиля, выводящих образовательный процесс в РГГУ на подобающий его статусу уровень конкурентоспособности. Однако в ходе обсуждения была выявлена необходимость в более  предметной работе над учебно-методическими материалами для магистерских программ.

Круглый стол завершился принятием рекомендаций. Представленное учебное пособие было решено доработать, отразив всю сложность процессов развития современного российского общества на теоретико-методологичеком уровне и обратив больше внимания на проблематику российского зарубежья.