РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Круглый стол «Высшее гуманитарное образование для современной модернизации в России»
15.03.2010

Круглый стол «Высшее гуманитарное образование для современной модернизации в России»

10 марта в РГГУ состоялся круглый стол «Высшее гуманитарное образование для современной модернизации в России».


15.03.2010

Круглый стол «Высшее гуманитарное образование для современной модернизации в России»

         10 марта в РГГУ состоялся круглый стол «Высшее гуманитарное образование для современной модернизации в России». Открывая заседание, директор ИАИ РГГУ А.Б. Безбородов напомнил, что проект гуманитарного сопровождения общественно значимых проектов впервые возник на обсуждении статьи Президента РФ Д.А. Медведева «Россия, вперед!» Круглый стол с участием экспертов и партнеров РГГУ стал одним из первых мероприятий в рамках этой новой программы.

Круглый стол «Высшее гуманитарное образование для современной модернизации в России» 

Ректор РГГУ, член-корреспондент РАН Е.И. Пивовар рассказал о «Программе РГГУ сопровождения общественно значимых проектов», о ее целях и задачах. Говоря о востребованности выпускника-гуманитария в современном обществе, он остановился на анализе собственно понятия гуманитарий. Предложив несколько толкований этого термина, Е.И. Пивовар подчеркнул специфику РГГУ, в котором представлены все направления гуманитарного и социального знания, а также так называемые прикладные социальные направления подготовки.

Круглый стол «Высшее гуманитарное образование для современной модернизации в России» 

Е.И. Пивовар отдельно остановился на вопросе работы выпускников по специальности. По его мнению, фундаментальное образование и качественная подготовка должны стать основой для потенциального перепрофилирования выпускников в случае необходимости изменить сферу деятельности. Таким образом, у выпускников-гуманитариев оказывается много потенциальных работодателей и возможных сфер применения своих знаний.

Ректор указал на тот факт, что гуманитарные составляющие многих инновационных проектов сегодня не считаются делом гуманитариев – и это положение дел необходимо изменить. Он также напомнил о воспитательной роли гуманитарных наук и призвал больше внимания уделять этой стороне деятельности университетов. По его мнению, для этого необходимо сохранение уникальной университетской среды, взаимодействия преподавателей и студентов, феномена учительства и работы профессуры со своими учениками.

Круглый стол «Высшее гуманитарное образование для современной модернизации в России» 

Директор ИЭУП РГГУ Н.И. Архипова подчеркнула, что выпускники РГГУ востребованы даже в тех сферах деятельности, которые традиционно отличает «переизбыток» специалистов. Она остановилась на вопросе о доле и роли гуманитарной составляющей в подготовке специалистов, необходимой для формирования мировоззрения и кругозора студентов. По мнению Н.И. Архиповой, именно фундаментальное гуманитарное образование может стать важным конкурентным преимуществом выпускников университета.

Директор службы управления персоналом LEtoile, выпускница РГГУ Л.И. Бодрецова подтвердила, что качественное образование, наряду с большим опытом работы, - залог высокого профессионализма и востребованности специалистов на рынке труда. Она рассказала о взаимодействии компании с вузами, прежде всего с РГГУ, об организации студенческих практик. Л.И. Бодрецова подчеркнула, что качественное гуманитарное образование, полученное в университете, и опыт работы, приобретенный в компании, формируют высокопрофессиональных специалистов, которые всегда будут цениться на рынке труда.

Ссылаясь на опыт стран Запада, директор Школы Европейских культур Клаус Вашик предположил, что влияние и востребованность гуманитарных наук будут снижаться. Чтобы не допустить этого, современной гуманитаристике необходимо не пытаться соответствовать потребностям современного мира, но самой формировать общество нового типа, ставить новые задачи и предлагать новые пути применения гуманитарных знаний.

Круглый стол «Высшее гуманитарное образование для современной модернизации в России» 

Зав.кафедрой истории МПГУ А.А. Данилов напомнил о задачах гуманитарного образования, которые не сводятся только и исключительно к формированию критического мышления, но включают в себя воспитание патриота и гражданина. Он указал на необходимость  формирования учебного курса таким образом, чтобы он не утратил воспитательного значения и одновременно учитывал подготовку специалистов. А.А. Данилов также остановился на вопросах об учебниках и методических пособиях, организации научной работы со студентами, критериях профессиональной компетентности выпускников.

Шеф-редактор «Русского журнала» Б.В. Межуев указал на необходимость формирования таких важных для современного человека качеств, как активность, рефлективность и компетентность. По его мнению, современному истеблишменту зачастую не нужны гуманитарная наука, а потому выпускники-гуманитарии – «это солдаты, которые идут на войну с этой реальностью». Таким образом, одной из главных задач гуманитарного образования становится подготовка к использованию этого потенциала за пределами университета.

Профессор кафедры российской государственности РАГС В.В. Зверев указал на то, что все поднятые вопросы сводятся к одной глобальной теме: невнятной государственной политике в области образования. По его мнению, образование должно быть общедоступным, однако оплачивать его – а,  значит, и формировать заказ на специалистов, - должны государство и бизнес. По мысли В.В. Зверева, «образование должно быть элитным по отбору, элитным по подготовке, элитным по распределению». Он подчеркнул, что гуманитарному образованию именно сейчас особенно необходимы реформы, так как потенциал СССР исчерпан, Болонский процесс вызывает протест у европейских студентов, а кризис приводит к переоценке морально-этических норм.

Круглый стол «Высшее гуманитарное образование для современной модернизации в России» 

И.о. директора Германского исторического института в Москве Виктор Даннингхаус рассказало специфике дальнейшего внедрения Болонской системы в разных странах Европы. Он отметил, что заявленные цели реформы реализуются недостаточно эффективно, и сегодня нововведения вызывают недовольство студентов. О том, чтобы просто отменить реформу, речь не идет, однако в вузовском сообществе высказываются мнения о необходимости «реформы Болонской реформы». Признав необходимость доработки проекта, Виктор Даннингхаус призвал «не выплеснуть с водой ребенка».

Проректор РГГУ по научной работе Д.П. Бак рассказал о международных магистерских программах, которые сегодня реализуются университетом вместе с зарубежными партнерами. Он выделил такие важные вопросы, как «неработающая» система кредитов, сложности с введением программ «не по русистике», язык преподавания и др. Д.П. Бак подчеркнул, что, если система бакавриата в разных странах опирается на национальные образовательные традиции, то именно магистратура – главное поле для изменений и инноваций. Он указал на перспективы международных магистратур для развития синтетических научных проектов.

Вопрос о проблемах и перспективах международных магистратур вызвал оживленную дискуссию. Важными темами обсуждения стали также способы борьбы с плагиатом, контроль знаний и  проверка самостоятельной работы студентов, развитие критического мышления и формирование гражданского мышления, необходимость объяснить нацеленным на будущую карьеру студентам, почему им нужно изучать гуманитарные науки.