Круглый стол по итогам междисциплинарного курса «Теоретические проблемы гуманитарного знания: междисциплинарные и пограничные поля исследований» для аспирантов гуманитарных дисциплин, традиционно проводящийся в рамках Дней аспирантуры РГГУ, обычно проходил как рефлексия прошедших занятий.
Круглый стол по итогам междисциплинарного курса «Теоретические проблемы гуманитарного знания: междисциплинарные и пограничные поля исследований» для аспирантов гуманитарных дисциплин, традиционно проводящийся в рамках Дней аспирантуры РГГУ, обычно проходил как рефлексия прошедших занятий. На этих заседаниях обсуждались вопросы практического (какого рода занятия оказались наиболее востребованными? что изменить, улучшить в следующем году?) и методологического свойства (где мы, представители разных дисциплин, сходимся и не сходимся в понимании междисциплинарности? как мы работаем – в рамках дисциплины или на стыке разных? что для нас значит «оставаться в рамках своей дисциплины» или же «работать на стыке нескольких»?).
Это обсуждение, хотя вопросы вроде бы не новы, всегда выявляло основные позиции, в том числе обусловленные подготовкой в рамках той или иной специальности, – и это само по себе уже было хорошим результатом, потому что позволяло участникам круглого стола, аспирантам, представляющим различные гуманитарные специальности (искусствоведение, культурология, история, филология, философия и др.) формулировать и переформулировать собственную точку зрения.
В этом году было решено – самими слушателями курса – провести круглый стол как серию презентаций диссертационных или близких к ним проектов: так названные выше вопросы оказываются ближе к жизни, оказываются более насущными и требуют решения.
Программа круглого стола получилась насыщенной: 10 докладов, на обсуждение каждого отводилось по 30 минут (10-12 минут доклад, реплики оппонентов, общее обсуждение), но дискуссия была вполне живой, помимо оппонентов задавали вопросы, высказывали свои соображения и остальные участники круглого стола, и некоторые доклады (диссертационные проекты) обсуждались около часа.
Были представлены не только различные специальности и факультеты, это был также большой разброс тем: «Концепт ребенка в контексте отечественных педагогических проектов первой трети ХХ в.: до- и послереволюционная версия» (Анна Козлова. Философия, ФФ), «Образ врага в детско-юношеских журналах 1920-х гг.: информационное проектирование противника (на основе материалов «Пионера» и «Мурзилки»)» (Артем Кравченко, история, ФАД), «Междисциплинарные аспекты изучения отечественной фотографии конца XIX – начала XX вв.» (Артем Логинов, история, кафедра стран постсоветского зарубежья), «Понятие «традиционного» в искусстве Палеха и Мстёры. К вопросу о преемственности в народном искусстве» (Сергей Хромцов (культурология, ФИИ), «Отечественный документальный кинематограф начала XX века и поиски международного языка (Белостокский аспект)» (Маргарита Байкина, журналистика, ИМ), «Проблема конструирования репрезентируемого образа» (Кира Клюкова, история, ФИПП), «Культурная Травма в текстах русского литературного постмодернизма» (Оксана Молчанова, культурология, ФИИ), «Литература и кинематограф: сближение и границы» (Инна Драч, филология, ИФФ), «Понятие элиты для средневекового общества» (Кирилл Ривчак, история, ФАД), «Феномен «новой исторической науки» и проблема междисциплинарности в советской историографии 60-80 гг. XX века» (Евгения Долгова, история, ФИПП)
На дискуссию выносились вопросы, связанные именно со способами работы, разность которых привлекла к себе внимание во время докладов. Оказалось, что такой способ работы востребован не только потому, что дает возможность диссертанту лишний раз проговорить, сформулировать свои выводы, но и потому еще, что он может услышать комментарии представителей разных дисциплин, прошедших разные школы, «заточенных» на то, чтобы видеть, акцентировать, анализировать разные вещи.