29 июня в РГГУ состоялась Учредительная конференция межрегиональной общественной организации «Ассоциация школьных учителей истории и обществознания».
29 июня в РГГУ состоялась Учредительная конференция межрегиональной общественной организации «Ассоциация школьных учителей истории и обществознания».
В конференции приняли участие учителя истории и обществознания из 51 региона России. Делегаты обсудили актуальные вопросы преподавания истории, состояние и перспективы исторической науки, программы повышения качества образования и повышения квалификации учителей.
Идея создания Ассоциации принадлежит заместителю министра образования и науки РФ И.И.Калине. Инициатива была сразу поддержана РГГУ, который еще в январе этого года разработал программу «РГГУ - средней школе», и ведет серьезную образовательную работу в своих лицейских классах. Инициативу поддержала также Академическая образовательная ассоциация гуманитарного знания в лице ее сопредседателя, директора Института всеобщей истории РАН академика А.О.Чубарьяна.
С приветственным словом к участникам конференции обратились директор Института всеобщей истории РАН, академик А.О. Чубарьян, ректор РГГУ, член-кор. РАН Е.И.Пивовар, ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Э.М.Никитин, председатель Общественного совета Министерства образования и науки В.Г.Лошак.
Академик РАН А.О.Чубарьян в своем выступлении одной из основных целей создания Ассоциации назвал борьбу с фальсификацией истории. По его словам, в последнее время все чаще и чаще происходит искажение исторических фактов. Задача Ассоциации состоит в том, чтобы «донести правду об истории России до будущих поколений». Главными опасностями для исторической науки сегодня являются политизация и национализация истории. «Все что случилось в мире в 20 веке вышло из Первой мировой войны, в России же эта память практически отсутствует», подчеркнул академик. Для решения этих проблем директор Института всеобщей истории призвал активнее использовать в процессе преподавания истории хрестоматии и исторические документы.
По мнению А.О.Чубарьяна, появление Ассоциации учителей истории и обществознания поможет учителям вырабатывать общие подходы к преподаванию истории, участвовать в обсуждении стандартов преподавания и в оценке учебников истории. «Содержание исторического образования должно формироваться с учетом мнения тех, кто этот предмет преподает», подчеркнул он. Кроме того, необходимо создать новый стиль курсов повышения квалификации учителей в форме проведения круглых столов, конференций, дискуссий и творческих обсуждений, добавил академик.
Ректор РГГУ Е.И.Пивовар констатировал падение интереса к истории в последние годы и отметил, что «битва за умы подрастающего поколения сейчас идет в Интернете». В связи с чем, ректор РГГУ предложил ввести подготовку по новым программам - интернетоведение и историческое интернетоведение. «История должна стать инструментом воспитания подрастающего поколения, воспитания знанием», отметил ректор РГГУ. Задачу Ассоциации ректор РГГУ видит в обмене опытом между учителями истории, в получении реальной информации о том, что происходит в регионах, с целью выработки единых исторических подходов и более активного взаимодействия школы и высшей школы. Необходимо максимально быстро и подробно доводить до учителей истории новейшие научные достижения, путем выпуска учебных пособий и проведения регулярных встреч с представителями высшей школы, считает Е.И.Пивовар. Кроме того, важно расширить формы повышения квалификации учителей истории путем поступления в магистратуру, бакалавриат, а также используя дистанционные формы обучения.
Ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Э.М.Никитин в своем докладе привел статистику о состоянии учительского корпуса в России. Преподаванием истории и обществознания в России сейчас занимается «целая армия» учителей, порядка 100 тысяч человек. По его данным, 16, 7 % - это учителя без квалификационной категории, 25% - учителя второй квалификационной категории, 34, 1% - преподаватели первой категории и 24,2% - педагоги высшей категории. Что касается возрастного состава педагогов, то процент молодых специалистов составляет всего 6,8 %, учителей со стажем 10-20 лет – 28,6%, со стажем 20-25 лет – 22%. Наиболее многочисленную группу составляют педагоги со стажем свыше 25 % - порядка 27,3%. Только каждый 15 учитель истории относится к категории молодых специалистов, что конечно «не способствует созданию условий для сохранения преемственности поколений в педагогической среде».
Немаловажно, что среди преподавателей истории велико число педагогов, совмещающих преподавание истории с другими предметами, школьных администраторов и лиц пенсионного возраста. В системе повышения квалификации школьных учителей истории сегодня работают 404 специалиста. В регионах на 75 учителей истории приходится один специалист Института повышения квалификации. Сложности в системе повышения квалификации возникают по многим причинам. В первую очередь, это невозможность обеспечения широкого диалога всего педагогического сообщества, недостаточно быстрое реагирование на изменения в историко-обществоведческом образовании, а также массовый характер курсов повышения квалификации по типовым программам, ограниченность адресной помощи и отсутствие индивидуального подхода к слушателям. По мнению Э.М.Никитина, Ассоциация учителей истории и обществознания должна способствовать построению персонифицированной модели системы повышения квалификации и сформировать заказ к системе повышения квалификации.
Академик РАО, профессор РГГУ С.О.Шмидт в видеообращении к участникам конференции призвал учителей большее внимание уделить преподаванию региональной истории и краеведения. С.О.Шмидт предложил создать единый учебник по истории, где были бы собраны только проверенные факты и изложены основные вехи и проблемы истории России. А дополнением к такому учебнику должны стать пособия по краеведению, в которых бы рассматривались события на региональном уровне.
Генеральный директор телекомпании «Останкино», автор многосерийного исторического сериала «Кремль 9», А.В.Пиманов рассказал о состоянии документального исторического кино в России. По его словам, зритель устал от истории и политики, от тиражирования одинаковых сюжетов и персонажей, от использования одних и тех же хроник всеми телеканалами. Интерес зрителя можно вернуть только снимая сюжеты об истории отдельных регионов, считает А.В.Пиманов. Руководитель центра по связям с прессой и общественностью Федеральной службы охраны России С.В.Девятов, участвовавший в подготовке сериала «Кремль 9», отметил потерю ориентиров в процессе преподавания истории. Он обратил внимание на то, что во многих учебниках по истории упоминается либо только Вторая мировая война, либо только Великая отечественная война.
Заместитель министра образования и науки РФ И.И.Калина главной целью Ассоциации обозначил защиту интересов учителей и учеников и призвал делегатов максимально «использовать» чиновников всех уровней в деле создания условий для качественного изучения истории в школе. По предложению И.И.Калины руководителем Ассоциации был избран академик А.О. Чубарьян, а его заместителем ректор РГГУ Е.И.Пивовар. «Для того, чтобы голос учительства услышали в научном сообществе, Ассоциации нужны лидеры из числа крупнейших ученых», заявил замминистра.
Директор департамента общего образования Минобрнауки РФ Е.Л. Низиенко сообщила, что в ближайшем будущем по инициативе министерства будут созданы аналогичные Ассоциации учителей математики, физики и литературы. Важно, что их появление началось с исторической науки, учителя истории должны стать проводниками новых идей и образовательных технологий, подчеркнула Е.Л. Низиенко.
На конференции было избрано временное правление Ассоциации и принят за основу ее Устав с целью подготовки всероссийского Съезда учителей истории и обществознания, который пройдет в январе 2011 года. По замыслу организаторов на Съезде будет утвержден Устав организации и избраны руководящие органы (Совет и Президиум Ассоциации).