Взгляд: «Выпускники последних лет совсем другие». Интервью с ректором РГГУ Е.И.Пивоваром
«Выпускники последних лет совсем другие»
Ректор Российского государственного гуманитарного университета Ефим Пивовар рассказал газете ВЗГЛЯД об особенностях поступления в вузы в этом году
«У нас нет ощущения, что число абитуриентов сократилось», – заявил газете ВЗГЛЯД ректор Российского государственного гуманитарного университета Ефим Пивовар. Иначе говоря, демографический кризис на количестве желающих поступить в вузы не сказался.
ВЗГЛЯД: В понедельник вузы начали публиковать списки поступивших абитуриентов. Для многих испытания закончены?
Ефим Пивовар: Мы вывесили списки, это позволит абитуриентам определить, проходят они в наш вуз или нет. Также они смогут определиться, куда подать свои аттестаты. Эта процедура будет проходить до 4 августа. Где-то с 30 июля абитуриенты начнут определяться с выбором. Кому-то удастся поступить в вуз на этой стадии, а кому-то предстоит дополнительный отбор на второй волне зачисления, которая пройдет с 4-го по 10 августа.
ВЗГЛЯД: Какие факультеты самые популярные?
Е. П.: У нас в среднем 27 человек на место. Это очень высокий показатель. Наиболее популярны традиционные гуманитарные и социальные программы: экономика, юриспруденция. С другой стороны, по-прежнему популярна психология и переводоведение. Конечно же, журналистика, социология, пиар и реклама.
ВЗГЛЯД: Конкурс по-прежнему высокий, но есть мнение, что из-за зачисления в две волны времени у абитуриентов на раздумья остается мало, поэтому кто-то предпочтет престижным вузам средние и даже слабые, где им отдадут первые строки рейтингов.
Е. П.: Абитуриенты сегодня получают полную информацию. У них впереди целая неделя. У них достаточно времени, чтобы сделать выбор. Я вообще считаю, что процесс затянут. Выбор делается из 3–4 вариантов, а не сотни. Если человек определился, сдал документы и прошел испытания, у него появляется ясность. Другое дело, если он не проходит, то он начинает искать варианты поступления в другой вуз.
ВЗГЛЯД: В этом году впервые документы можно было отправить по почте, чем воспользовались иногородние абитуриенты. У вузов не возникало ощущения, что они могут набрать «котов в мешках», которых потом придется отсеивать, а значит, сократятся ставки у педагогов?
Е. П.: Они не коты в мешках. Они послали результаты своих итоговых испытаний после окончания школы. Мы знаем их баллы. Нам нечего опасаться. Но насколько эти данные соответствуют знаниям будущих студентов, покажет практика. Но я считаю, что нужно создать самые комфортные условия для всех, кто хочет учиться.
ВЗГЛЯД: Были случаи, когда документы не успевали дойти в срок по почте. Вузы научились решать такие проблемы. Целесообразно ли, на ваш взгляд, продолжить эту практику в следующем году?
Е. П.: Все документы по почте успевают дойти. Мы получаем эти документы в течение месяца. Случаи, когда документы не приходят в срок, очень редки. К тому же можно пользоваться электронной почтой. Мы считаем, что нужно переходить к электронной форме подаче заявлений. Все к этому идет. Пока остается проблема в электронной подписи. У нас значительная часть населения не имеет такой подписи. Но это дело времени. Но те, кто хотел, все документы сдали.
ВЗГЛЯД: В этом году вузы стали активнее поднимать минимальный порог проходных баллов. Возможна ли ситуация, что даже сильные студенты в панике побегут в слабые вузы?
Е. П.: Каждый исходит из того, сколько баллов получил.
ВЗГЛЯД: Общий уровень выпускников школ, особенно после введения ЕГЭ, растет или падает? Подтверждаются ли оценки абитуриентов по итогам первой сессии?
Е. П.: С чем сравнивать? Выпускники последних лет обучаются в условиях революции информационного общества. Они совершенно другие по восприятию и обработке информации. У нас в университете были дополнительные испытания в этом году. Мне было отрадно, что были ребята, которые блестяще справились с этими заданиями. Мы все должны быть озадачены тем, чтобы давать качественное образование и заниматься этим.
ВЗГЛЯД: Из-за демографического спада общее число абитуриентов сократилось на 20%, поэтому бюджетных мест стало меньше на 10%. А чем меньше студентов, тем меньше оклад преподавателей. Как вузам удерживать педагогов, особенно начинающих?
Е. П.: Эта проблема имеет место. Но формально, если считать цифры приема этого года, то они равны числу выпускников школ. Но все равно конкурсы очень большие. Мы судим по поданным заявлениям. У нас в РГГУ нет ощущения, что число абитуриентов сократилось. В позапрошлом году по заявлениям было 10 человек на место, а сегодня – 30. По моему мнению, должно быть несколько гуманитарных программ, которые сокращать не нужно. Кроме бюджетных мест преподаватели активно задействованы в программах по второму образованию. Это и дополнительное образование, среднее профессиональное образование.
ВЗГЛЯД: Высшая школа экономики (ВШЭ) недавно обнародовала результаты мониторинга прозрачности государственных вузов для абитуриентов. Лишь половина высших учебных заведений России указывают на своих сайтах статистику приема предыдущих лет. Отсутствие такой информации мешает абитуриенту адекватно оценивать свои шансы?
Е. П.: Информация имеет свойство распространяться. Поэтому в данном случае я не вижу ничего, кроме хорошего, если мы такую информацию будем давать, скрывать ее бессмысленно.
Текст: Андрей Резчиков