Интервью ректора РГГУ Е.И. Пивовара изданию «РИАН.Ру» (РИА Новости).
Пивовар: олимпиадников надо зачислять до общего конкурса
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости
В вузах РФ завершилась вторая волна зачисления. До конца августа набор продолжится в тех учебных заведениях, где еще остались бюджетные места, а также для обучения на коммерческой основе. Об итогах приемной кампании-2010 в интервью РИА Новости говорит ректор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Ефим Пивовар.
- Ефим Иосифович, нынешнюю приемную кампанию, сравнивая с прошлогодней, уже оценивают как спокойную. Вы с этим согласны?
- Да. Ко многим неожиданностям, которые были в прошлом году, приемные комиссии успели подготовиться. Год назад можно было поступать в любое количество вузов. У нас тогда было чуть меньше 1000 бюджетных мест и 75 тысяч заявлений. Был даже случай, когда девушка подала документы на 33 программы - на 22 прошла, но ни на одну не принесла аттестат.
В этом же году благодаря ограничениям – 5 вузов и 3 направления в каждом – все проходило спокойнее и организованнее. К нам поступило более 18 тысяч заявлений.
Хотя и у этой кампании были свои сложности - погодные. Тяжело пришлось как абитуриентам, так и приемным комиссиям.
- Абитуриенты жаловались на большое количество олимпиадников. На некоторые престижные направления, говорят, из-за этого не было смысла и подавать документы…
- Справедливо. Если в прошлом году те, кто поступал по результатам олимпиад, были зачислены до общего конкурса и было ясно, какие места они заняли, то в этом году все подавали документы в общем потоке. И до конца было неясно, останутся ли бюджетные места.
Знаю, что во многих вузах, особенно там, где засчитывали результаты олимпиад по математике, ситуация была очень непростая – число олимпиадников, подававших документы, доходило до полутора тысяч. Хотя в нашем вузе олимпиадники проблем не создали – по их результатам в РГГУ зачислено 176 победителей и призеров олимпиад – около четверти от общего числа приема этого года.
Сейчас по итогам приемной кампании будет готовить предложения Минобрнауки – обозначим проблему.
- А не стоит ли сократить количество олимпиад?
- Их уже сокращали – со 120 до 87. Но сокращать дальше – самое простое решение. Следует провести анализ того, что происходило в последние два года: те олимпиады, которые подтвердили свое качество, надо поддержать, те, что вызывают сомнения, больше не проводить.
- Вы в прошлом году настаивали на том, чтобы волн зачисления было меньше. Сейчас их две. Это удобно?
- Конечно, хорошо, что уже не три волны. Возможно, стоит и сами волны сжать по времени, чтобы они были короче, допустим, заканчивать вторую волну не 10 августа, а 5 августа. Чтобы и абитуриенты, и вузы могли отдохнуть. Сейчас много времени на раздумья, которое ничего не дает. Мы 70% абитуриентов набрали в первую волну, 30% - во вторую.
- В этом году абитуриенты могли подавать документы по почте. Многие воспользовались услугой?
- Воспользовались, но не многие. Ребята боятся, вдруг не дойдут документы. Можно, конечно, и по электронной почте отправлять, но для этого нужна и электронная подпись, которой у многих еще нет, это ведь целая процедура.
- Второй год набор ведется по итогам ЕГЭ. Вы довольны?
- ЕГЭ работает уже в штатном режиме. Теперь вопрос в совершенствовании экзамена. Чтобы не только на его основе вести набор, а также учитывать портфолио школьников: отметки за последние 4 года, интервью с учителями, которые характеризуют учеников, эссе, в котором ученик рассказывает о себе, своих увлечениях, выборе профессии.
Подготовка к экзаменам должна сопровождаться и большей профориентационной работой, чтобы ребята были лучше подготовлены к выбору будущей профессии.
- Минобрнауки в этом году отмечает рост спроса на технические направления. Обещали по ним увеличить и число бюджетных мест при необходимости - на рынке труда специалисты востребованы. Какова ситуация с гуманитариями?
- У нас число бюджетных мест сократили примерно на 10% - до 715. Но это естественные коррективы в условиях падения количества абитуриентов.
Важно, конечно, чтобы гуманитарный блок – история, философия, филология, культурология, археология, искусствоведения – развивался. В противном случае мы потеряем позиции в тех областях, в которых традиционно были сильны.
Что касается связей с рынком труда, то надо смотреть на ситуацию шире. Вот, к примеру, казалось бы, разве нужны работодателям мертвые языки? С другой стороны, мертвый язык майя крайне важен для продвижения нашего бизнеса в тех странах, которые являются наследниками этого языка – Мексике, Боливии.
Некоторые гуманитарные направления подготовки, может быть, напрямую не «завязаны» на работодателя, но это не умаляет их значимости, коль скоро мы являемся великой образовательной державой.