РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Ректор РГГУ рассказал о ЕГЭ и абитуриентах
18.08.2010

Ректор РГГУ рассказал о ЕГЭ и абитуриентах

Городской портал Калининграда: Ректор РГГУ рассказал о ЕГЭ и абитуриентах


18.08.2010

Ректор РГГУ рассказал о ЕГЭ и абитуриентах

Ректор РГГУ рассказал о ЕГЭ и абитуриентах

Городской портал Калининграда

Ефим Пивовар принял участие в IV Балтийском образовательном форуме

Досье «СК»:

Ефим Иосифович Пивовар — ректор РГГУ, доктор исторических наук, профессор, член-корреспонден РАН.

- Одна из тем форума — мобильность студентов. В Европе молодежь много перемещается, учится в разных странах. Что у нас?

- Мобильность есть, но ее масштабы должны быть больше. У вузов для этого все условия созданы. Причем я имею в виду мобильность не только студентов, но и преподавателей: профессор, который работал за рубежом (лично я 1,5 года преподавал в США, есть опыт и в Европе) — ценный кадр для университета. Нужно привлекать профессуру из-за рубежа — это общая практика. В нашем вузе, например, есть приглашенные преподаватели мировой величины. Важна и практика преподавания на языках. Приведу в пример небольшой китайский вуз с 10 тысячами студентов — 1,5 тысячи из них изучает родной язык на английском. Преподают на иностранных языках в Германии, Голландии, Швеции и других странах. В наших вузах есть похожая практика — гуманитариям на иностранном языке читают отдельные спецкурсы, лекции, но я хотел бы ввести эту практику для всех и сделать полные курсы на языке. Что касается студентов — знаю, что не во всех вузах положительно относятся к поездкам, у ребят возникают проблемы со сдачей сессий. У нас еще до отъезда студент составляется учебный план, где прописано, что он будет изучать за границей, что перезачтется и определяются сроки, когда он сдаст необходимые дисциплины.

Есть еще один момент — в рамках мобильности мы должны думать и о приеме иностранных студентов. А тут проблемы с переходом на уровневую систему: в России 4-летний бакалавриат, а в Европе — 3-летний. В итоге взять в магистратуру иностранного бакалавра не можем: по нашим критериям он еще не бакалавр.

- В Америке есть идея перенести учебники на цифровые носители…

- Почему нет? Мы имеем дело с интернет-поклонением. Даже я, хоть и человек из каменного века, смотрю форум на нашем сайте. И давно говорю о необходимости введения новой специализации — интернетоведения, специалисты-менеджеры могли бы консультировать, где какую найти информацию и т.д. Пора переводить на электронную базу и наши библиотеки: я уже сейчас запретил брать пособия, которые издаются без электронных носителей, принимать дипломы без электронных версий.

- Чтобы работать с интернет-поколением, нужны молодые кадры.

- Это моя головная боль. Молодежь мотивирована на высокий уровень жизни, хорошие зарплаты, а мы ограничены в финансах и не всегда можем предложить сразу то, что они хотят. В Москве огромная конкуренция – есть вузы, имеющие преференции, и они переманивают кадры. Но не опускаем руки: своими силами выделяем гранты молодым ученым, докторам. Сейчас все беспокоятся о привлечение абитуриентов, но вуз –это студенты и преподаватель.

- Как прошло поступление в этом году?

- Конкурс - 27 человек на место. Наиболее популярны гуманитарные и социальные программы: экономика, юриспруденция. С другой стороны, по-прежнему популярна психология и переводоведение, журналистика, социология, пиар и реклама. В прошлом году конкурс был больше, но только из-за возможности подавать неограниченное количество заявлений. У нас была девушка, которая подала только в РГГУ на 33 программы, на 22 поступила и ни на одну не пришла. Я уверен - сильные и знаковые вузы не будут испытывать проблем с набором. Сейчас у нас учится 21% иногородних студентов, 17% - Московская область, остальные - Москва. Среди студентов есть калининградцы – ваши абитуриенты ценятся, регион продвинутый и ребята хорошо подготовлены.

- Зачисление идет по результатам ЕГЭ, как вы относитесь к тестированию?

- Хорошая форма, но требует совершенствования. Сейчас за ЕГЭ совсем не видно человека. Мы взяли чужую идею, но не целиком, а лишь часть, ведь по зарубежному опыту, кроме результатов теста, при приеме рассматривают еще массу документов: оценки за последние 4 года, резюме двух учителей, эссе о себе, эссе по заданию университета, в который он хочет поступать. Все эти документы можно собирать за год.  Кроме того, третья часть тестов, наиболее творческая, должна не уменьшаться, а увеличиваться. И проверяться не в регионах, как сейчас, а на общем уровне. В Америке, например, на всю страну всего 5 экспертных комиссий, а в Азербайджане, где ЕГЭ сдают с 1993, все работы приходят в администрацию президента!

- На фоне кризиса вы ввели программу, по которой пятикурсники могут бесплатно получить вторую специализацию. Она помогла выпускникам трудоустроиться?

Кризис, безработица. Время показало, что паника были излишней – на бирже труда нет наших выпускников. Тем не менее программа работает, по ней, к примеру, психологи получают знания по социологии, экономисты — по психологии и т.п. Есть даже те, кто трудоустроился именно по второй специальности. Вообще, вуз должен заниматься помощью в трудоустройстве: у нас работает содружество выпускников, и нам бы хотелось, чтобы они и стали работодателями. Выбрать себе кадры проще в родном вузе. Работаем над этой идеей!