23 ноября состоялось заседание Ученого совета РГГУ. На повестку дня были вынесены вопросы, связанные с разработкой Концепции стратегического развития РГГУ до 2015 г. и развитием организационной, маркетинговой и рекламной деятельности по продвижению имиджа РГГУ.
23 ноября состоялось заседание Ученого совета РГГУ. На повестку дня были вынесены вопросы, связанные с разработкой Концепции стратегического развития РГГУ до 2015 г., развитием организационной, маркетинговой и рекламной деятельности по продвижению имиджа РГГУ и лицензированием новой образовательной программы послевузовского профессионального образования «Административное право, финансовое право, информационное право (юридические науки)». Также Ученый совет по традиции принял решения о представлении к ученому званию профессора и ученым званиям доцентов, рекомендациях в докторантуру и утверждении тем диссертаций.
Заседание началось с вручения преподавателям и сотрудникам университета Почетных грамот Министерства образования и науки РФ. Ректор РГГУ, чл.-кор. РАН Е.И. Пивовар огласил списки работников, представленных к награждению нагрудными знаками «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ. Далее ректор вручил преподавателям и сотрудникам университета свидетельства и нагрудные знаки «Заслуженный профессор РГГУ», «Заслуженный работник РГГУ», а также огласил списки работников, которым присвоены звания «Заслуженный работник РГГУ». Затем ректор поздравил студентов университета, занявших 3-е место на Международном дебатном турнире «Будва Оупен -2010».
Ректор РГГУ, чл.-кор. РАН Е.И. Пивовар представил Ученому совету проект Концепции стратегического развития РГГУ до 2015г. Ректор отметил, что его создание является точкой отсчета для формирования новой стратегии развития РГГУ. Е.И. Пивовар выделил несколько приоритетных направлений развития, в которых университет имеет возможность преуспеть и стать базовым центром. Это программы профессионального послевузовского образования, программы магистратуры и бакалавриата на иностранных языках и переподготовка учителей. Решением Ученого совета проект Концепции был принят за основу. Ректор призвал представителей всех подразделений РГГУ в рабочем порядке вносить свои предложения до 10 декабря и сообщил, что на следующем заседании совета будет принят итоговый вариант концепции.
Следующим пунктом повестки дня стало обсуждение стратегии продвижения имиджа РГГУ. Первый проректор – проректор по учебной работе В.В. Минаев выступил с вступительным докладом по этому вопросу. Он отметил, что этот вопрос обсуждается на Ученом совете впервые. Тем не менее, по его словам, эта проблема заслуживает отдельного пристального внимания в связи с меняющимися условиями образовательной среды. Среди факторов, определяющих эту новую среду, В.В. Минаев назвал реформу системы образования, демографическую ситуацию – уменьшение числа абитуриентов, развитие конкуренции на рынке образовательных услуг, изменение системы финансирования государственных учреждений и другие. Проректор подчеркнул, что необходимо иметь четкое понимание того, что собой представляет наш университет, и уметь это донести до общественности. Он призвал представителей всех подразделений РГГУ включиться в работу и отметил, что успехи будут должным образом оцениваться.
Начальник Управления маркетинговой и рекламной деятельности, профессор Д.А. Шевченко в своем докладе раскрыл маркетинговый подход к продвижению имиджа и развитию бренда РГГУ. Он отметил, что объектом маркетинга в данном случае является образовательная услуга, следовательно, для повышения привлекательности РГГУ необходимо расширить спектр образовательных программ, уделяя должное внимание их качеству. Отвечая на вызов демографической ситуации необходимо развивать привлекательные, пользующиеся спросом программы магистратуры, второго высшего образования, аспирантуры, программы МВА. Д.А. Шевченко отметил, что в связи с экономическими проблемами и падением платежеспособности населения следует рассмотреть варианты создания условий для работающих студентов, в том числе возможности обучения по индивидуальным планам, развитии вечернего, заочного и особенно дистанционного образования. Кроме того, Д.А. Шевченко отметил необходимость проведения социологических и маркетинговых исследований, «направленных на повышение лояльности студентов и конкурентоспособности выпускников РГГУ на рынке труд». В своем докладе он затронул вопросы, связанные с созданием музея истории РГГУ, малых предприятий в университете, предложил организовать службу для организации и проведения мероприятий. Также он подчеркнул необходимость расширения спектра презентационных, информационных и рекламных материалов.
Начальник Управления по связям с общественностью и СМИ Д.Н. Соколов выступил с докладом о деятельности Управления и мероприятиях по продвижению внутри вуза и во внешней среде. По словам Д.Н. Соколова, за период с 1 января 2009г. по 15 ноября 2010г. РГГУ кардинально улучшил свои позиции в информационной среде. Так, в рейтинге медиаактивности российских вузов системы «Медиалогия» РГГУ поднялся на 82 позиции, заняв восьмое место и постепенно приближаясь к лидерам по этому показателю – МГУ, СПбГУ и МГТУ им. Н.Э. Баумана. Также он отметил, что в настоящий момент 97% упоминаний носят позитивный или нейтральный характер. По индексу цитирования экспертов РГГУ занимает шестое место среди вузов России. А по данным поисковика Google число упоминаний университета в СМИ за период с 1 января по 15 ноября 2010г. превысило прошлогодний показатель в два раза.
Д.Н. Соколов сообщил, что с 2008 года в РГГУ проводится практика регулярных встреч руководства университета с представителями СМИ. По его словам, подобные мероприятия позволяют «не только отстаивать наше видение образовательной политики, а зачастую и корректировать его». Кроме того, он подчеркнул, что активность ректората на страницах центральной прессы и телеэкране позволяет решать многие реальные проблемы. Например, поддержка СМИ и вызванный тем самым общественный резонанс позволил значительно укрепить позиции РГГУ в конфликте с пивным рестораном «Кружка». Также Д.Н. Соколов отметил, что возрастающее число комментариев экспертов РГГУ в центральных СМИ подтверждает передовые позиции университета в целом ряде наук – истории, филологии, лингвистике, политологии и прочих. В этой связи он поддержал идею поощрения наиболее активных спикеров – практику, применяемую в ряде московских вузов. Д.Н. Соколов сообщил, что Управление по связям с общественностью и СМИ регулярно отслеживает информационный фон вокруг университета, информирует администрацию вуза. Создана и регулярно пополняется обширная база данных журналистов – партнеров РГГУ, насчитывающая около пятисот человек. По его словам, РГГУ активно взаимодействует не только с российскими СМИ, но и с русскоязычными СМИ за рубежом и с представителями иностранных медиа в России. Однако, существуют значительные резервы в представлении университета в зарубежных СМИ, в связи с чем Д.Н. Соколов призвал преподавателей и сотрудников РГГУ, принимающих участие в иностранных конференциях, обращаться за информационной поддержкой. Он сообщил, что университет, в том числе и сотрудники Управления, активно занимается продвижением образа РГГУ за рубежом. Тем не менее, по его словам, состояние презентационных, рекламных и информационных материалов РГГУ на иностранных языках весьма печально: нет полноценного буклета, фильма о РГГУ, раздаточных материалов на языках, информационных материалов о подразделениях, буклет о международных центрах устарел. Д.Н. Соколов подчеркнул, что без информации на языках университет не сможет сделать рывок по привлечению иностранных студентов.
Далее Д.Н. Соколов рассказал о работе Управления по связям с общественностью и СМИ в области внутренних коммуникаций. В 2009-2010 началась подготовка видеоматериалов, создан и регулярно пополняется раздел сайта «Пресса о нас». Еженедельно уже на протяжении двух лет выходит информационный бюллетень «Новости РГГУ». Значительные изменения коснулись университетской газеты «Аудитория». Кроме того, по словам Д.Н. Соколова, с введением в структурных подразделениях университета функции пресс-атташе качественно улучшился процесс сбора информации о событиях внутри РГГУ. В этой связи он предложил ввести аналогичные функции в крупных филиалах университета, что будет способствовать не только улучшению качества их интеграции во внутреннюю информационную среду университета, но и увеличению присутствия РГГУ в сообщениях региональных СМИ.
Также внимания заслуживает содействие продвижению университета в рейтингах. Он отметил, что сайт РГГУ стабильно входит десятку лучших сайтов каталога «Яндекс» в разделе «Образование» среди всех вузов России. Тем не менее, по словам Д.Н. Соколова, сайт по многим параметрам устарел и требует изменения структуры. Также, по его мнению, во избежание размывания бренда РГГУ необходимо все сайты подразделений университета включить в общую доменную зону rggu.ru.
Директор Института экономики, управления и права РГГУ, декан факультета управления, профессор Н.И. Архипова предваряя свое выступление отметила, что «решение вопросов маркетинговых коммуникаций, брендинга, PR должно, прежде всего, ориентироваться на реализацию миссии и стратегии вуза и быть направлено на обеспечение конкурентных преимуществ, создавая при этом позитивный имидж и устойчивую репутацию, что особенно важно в условиях высококонкурентной среды». Н.И. Архипова в своем докладе остановила внимание на выпускниках – особой целевой аудитории, которая сочетает в себе одновременно характеристики внешней и внутренней среды. Она отметила, что выпускник является главным действующим лицом во взаимодействии университета и рынка труда. Именно выпускники, по ее словам, могут дать как объективную оценку образовательной деятельности вуза, так и оценку ситуации на рынке труда и адекватности выпускника РГГУ ее запросам. В связи с этим Н.И. Архипова предложила ряд мер, направленных на повышение эффективности деятельности Ассоциации выпускников РГГУ:
После выступления докладчиков свои предложения по улучшению эффективности работы по продвижению имиджа и бренда РГГУ высказали участники заседания Ученого совета: декан Социологического факультета РГГУ, чл.-кор. РАН Ж.Т. Тощенко, директор Историко-архивного института РГГУ А.Б. Безбородов, заслуженный профессор РГГУ, заведующий кафедрой москвоведения Историко-архивного института РГГУ С.О. Шмидт, начальник Информационно-аналитического управления РГГУ И.В. Петрова, проректор по финансово-экономической деятельности и перспективному развитию А.В. Николаев, директор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Е.Е. Кравцова, заместитель начальника Информационно-аналитического управления РГГУ С.В. Ерофеев и другие. В заключении обсуждения ректор РГГУ Е.И. Пивовар подведя итоги сообщил, что необходимо подготовить единый документ о стратегии продвижения РГГУ и обсудить его на отдельном круглом столе в марте следующего года. Также, по его словам, необходимо подготовить среднесрочный план информационной работы, ориентированный на будущую приемную кампанию. Кроме того, ректор еще раз выделил ключевые моменты всех поступивших сообщений, назвал основные направления работы и основные проблемы, которые необходимо решить в рамках разрабатываемой стратегии. По его словам, по всем этим моментам будут изданы соответствующие распоряжения. В заключении Е.И. Пивовар поблагодарил выступавших и еще раз призвал представителей подразделений РГГУ включиться в работу по вопросу продвижения РГГУ.
Текст: Григорий Аркин
Фото: Олеся Рябцева