Голос России: Обреченные дружить
Интервью ректора Российского гуманитарного университета, профессора Ефима Пивовара, посвященное предстоящему Году историко-культурного наследия стран СНГ
Наступающий 2011 год объявлен Годом историко-культурного наследия стран СНГ. Он будет отмечен конференциями историков, культурологов, филологов, реставраторов. Фестивалями - музыкальными и театральными. Презентациями новых учебников и книг. Наконец, состоится выбор культурной столицы СНГ, а также очередной Форум творческой и научной интеллигенции, который пройдет в Киеве.
Год историко-культурного наследия стран СНГ – событие важное по многим причинам, отметил в интервью "Голосу России" ректор Российского гуманитарного университета, руководитель кафедры стран постсоветского зарубежья профессор Ефим Пивовар:
"Это вообще актуально, но сейчас особенно. Самому СНГ в следующем году исполняется двадцать лет. И это не только повод, но и обязанность всех, кто занимается этой проблематикой, спокойно, но достойно отметить этот юбилей. Хочу напомнить, что много раз хоронили эту организацию как таковую. Говорили, что ее нет, что она формальна. Тем не менее это оказалось преждевременно".
К проведению Года историко-культурного наследия стран СНГ, судя по всему, будет иметь непосредственное отношение Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества, идея создания которого была высказана участниками Форума творческой и научной интеллигенции. Профессор Пивовар дает высокую оценку деятельности Фонда:
"Даже не с чем сравнивать! Это единственный Фонд, который активно работает, хотя недавно начал свою деятельность. Все-таки форумы интеллигенции имели и имеют знаковое значение. Но я считаю, что есть еще большие резервы".
И самый важный "резерв", по мнению Ефима Пивовара, - это молодое поколение стран СНГ, для которого Фонд гуманитарного сотрудничества разработал немало проектов.
"Фонд с самого начала ориентировался на молодежь, - говорит профессор и перечисляет такие проекты, как создание молодежного симфонического оркестра СНГ, проведение конкурса молодых поэтов, конкурсы музыкантов-исполнителей. - Молодежь, к сожалению, меньше информирована о наследии - как об общности, так и об особенностях культурного наследия стран. Чем дальше, тем больше. И русский язык как фактор межкультурной коммуникации уже не так влияет, как раньше. Поэтому крайне важно донести историко-культурное наследие именно до молодежи".
А для свободного и плодотворного общения, замечает профессор Ефим Пивовар, неплохо знать языки народов, живущих в странах СНГ. Кстати, "языковой проект" уже запущен.
"Это уже не проект, а реальность. Вышел "Учебник украинского языка для стран СНГ", готовится такой проект по Белоруссии. По некоторым странам есть несколько учебников: например, наш университет, а до нас – Московский институт международных отношений издали учебник азербайджанского языка. Готовится казахский учебник. Русский язык будет в этих книгах связующим элементом. Условно говоря, молдаванину легче учить казахский язык через русский язык. Все эти процессы должны напоминать улицу с двухсторонним движением. Мы, конечно, должны продвигать русскую культуру и русский язык, для нас это чрезвычайно важно. Но и нам, россиянам, нужно учить языки стран СНГ, готовить специалистов в этой области. Мы просто обречены "изучать" своих соседей".
Ефим Пивовар – историк по специальности – конечно, считает важным создание объективной исторической картины, отражающей путь каждого народа СНГ и, в частности, тот период, когда эти народы жили в единой стране – Советском Союзе. Но идею создания общего учебника истории для стран СНГ он не поддерживает.
"Есть идея создать учебные пособия для учителей, но и то – двухсторонние. Есть еще идея сделать серию "История стран СНГ за последние двадцать лет", и, возможно, юбилей стимулирует это. Сам я готовлю книгу по двухсторонним отношениям России и Азербайджана. Если же говорить об общем учебнике истории, то, мне кажется, нам до этого еще не так близко, потому что есть большие разночтения в трактовках истории в различных странах. Связано это с тем, что все они формируют национальную идею, которая, естественно, базируется на национальном представлении об истории данного народа и его окружения. Это нормальный процесс, но тем не менее он приводит к тому, что точки зрения разнятся".