РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Международная научная конференция "Трансформирующееся детство: дискурсы и практики"
14.10.2011

Международная научная конференция "Трансформирующееся детство: дискурсы и практики"

С 23 сентября по 3 октября в Москве и Санкт-Петербурге прошла международная научная конференция «Трансформирующееся детство: дискурсы и практики».


14.10.2011

Международная научная конференция "Трансформирующееся детство: дискурсы и практики"

С 23 сентября по 3 октября в Москве и Санкт-Петербурге прошла международная научная конференция «Трансформирующееся детство: дискурсы и практики». Реализация международного научного проекта стала возможной, благодаря совместной работе организаторов: РГГУ, Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, Европейского университета в Санкт-Петербурге, Иллинойского Уэслиенского университета (США), Университета штата Иллинойс (США), Института теории и истории педагогики РАО, Научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского и Международного семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики».

Международная научная конференция "Трансформирующееся детство: дискурсы и практики"

Честь принимать научный форум в Москве выпала нашему университету, где состоялось открытие форума 26 сентября.

Модераторы мероприятия, профессор кафедры истории и теории культуры факультета истории искусства В.Г. Безрогов и профессор кафедры современных языков и литератур Университета Иллинойс Уэслиан М.Р. Балина, поблагодарили администрацию РГГУ за поддержку инициативы проведения форума и организаторов конференции за помощь и поддержку. Сразу после краткого вступления они передали слово участникам первого дня заседаний, центральной темой которого стала проблема текстуального и визуального в конструировании образов детства.

Международная научная конференция "Трансформирующееся детство: дискурсы и практики"      Международная научная конференция "Трансформирующееся детство: дискурсы и практики"

Первым докладчиком конференции стал Скотт Шеридан из Иллинойского Уэслиенского университета (США) Скотт Шеридан с докладом об американском культурном доминировании в классических детских мультфильмах. Внимание исследователя было привлечено к проблеме динамики «своего» и «чужого» в образах иностранца. Г-н Шеридан подчеркнул, что сложно познать самого себя, но еще сложнее другого. США в своем становлении прошли через три века конструирования коллективной идентичности, и на каждом этапе были использованы различные идеи и концепции. Сейчас в американском обществе доминирует мультикультурализм и открытость для различных культурных трансферов. По словам докладчика, в понятии национальная идентичность изначально содержится дихотомия: содержание и форма часто противоречат друг другу.

Международная научная конференция "Трансформирующееся детство: дискурсы и практики"      Международная научная конференция "Трансформирующееся детство: дискурсы и практики"

На формирование американского общества огромное влияние оказали культуры иммигрантов, так как в процессе ассимиляции происходит взаимное обогащение принимающей и принимаемой культур. Г-н Шеридан продемонстрировал отрывки из трех американских мультфильмов, в которых главными героями были персонажи-носители другой культуры: латиноамериканской, французской и русской. По его словам, эти мультфильмы играют больше негативную, чем позитивную роль. Они не столько знакомят с другой культурой, сколько формируют стереотипы: герои отличаются заметным акцентом, одеждой и манерой поведения.

Международная научная конференция "Трансформирующееся детство: дискурсы и практики"

Сотрудница Российской национальной библиотеки А. Сенькина рассказала об иллюстрациях в книгах для чтения в начале XX века. В начале речи докладчик остановилась на самом понятии «книга для чтения» - культура подобных изданий существует до сих, а свое название эти книги получили в XIX веке, чтобы покупатели отличали их от грамматик, букварей или церковных книг для чтения. Книги для чтения представляли собой школьные пособия по чтению для учеников уже изучивших азбуку. С момента своего появления в России в изданиях практически отсутствовали иллюстрации, так как на тот момент в нашей стране не существовало методик обучения по картинкам. Считалось также, что и эстетический вкус можно привить исключительно с помощью текстовых пособий.

Международная научная конференция "Трансформирующееся детство: дискурсы и практики"

Эра иллюстраций в детских книгах началась только в середине XIX века. Чаще всего это были копии рисунков из европейских изданий и только в конце позапрошлого столетия издатели стали размещать в книгах для детей репродукции известных отечественных художников. По словам докладчика, книги для чтения превратились из пособия для чтения в антологию русской живописи, что дало неоспоримые позитивные результаты: произошла хрестоматизации изображений таких художников, как И.И. Шишкин, И.Е. Репин, А.К. Саврасов, Ю.А. Васнецов и т.д. Репродукции картин стали доступны широкому кругу людей уже в детстве, что помогало прививать эстетический вкус.

Международная научная конференция "Трансформирующееся детство: дискурсы и практики"

Преподаватель кафедры истории и теории культуры факультета истории искусства О.В. Гавришина прочитала доклад об образах детства в современной художественной фотографии. По ее словам, образ детства в фотографиях XIX и XXI вв. имеет много общих черт: фантазийность, постановочность и повседневность, также перекликаются некоторые композиционные решения. Для своего исследования она выбрала современных американских фотографов, работающих исключительно с сюжетами по теме детство.

Международная научная конференция "Трансформирующееся детство: дискурсы и практики"

В первый день заседания прозвучали доклады по таким проблемам, как детство культурного героя, сравнительный анализ читаемых книг у разных поколений, роль сказок в жизни ребенка и взрослого и пр. Вечером участники конференции встретились со студентами РГГУ и других вузов  на круглом столе «(Не)искушенная одежда (не)винности: детство и одежда в прошлом и настоящем, в рамках которого состоялась дискуссия о школьной форме.