18 июня 2018 года в рамках Международного форума «Гуманитарные чтения РГГУ–2018» состоялась Международная научно-практическая конференция «Изучение иностранного языка в социальном контексте: тенденции XXI века», организованная кафедрой иностранных языков факультета международных отношений и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ. В работе конференции приняли участие преподаватели РГГУ, МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича, Школы философии НИУ ВШЭ, Института международных отношений МГЛУ.
Известные исследователи разных направлений гуманитарного знания, ведущие преподаватели кафедры рассказали о результатах своих научных изысканий. В докладах был представлен широкий спектр работ в области языкознания, лингвистики, текстологии, методики преподавания иностранных языков, психологии, лингвокультурологии.
Большой интерес вызвали презентации, связанные с когнитивными функциями средств художественного выражения. В фокусе внимания профессора кафедры английской филологии ИФИ РГГУ Марины Рафаиловны Кауль оказалась метафора и ее роль в преподавании иностранного языка. Были представлены не только лексикологические, но и стилистические аспекты проблемы.
Ряд докладов был посвящен исследованию учебного текста. Профессор кафедры иностранных языков ФМОиЗР ИАИ Ирина Борисовна Антонова представила исследование по методике преподавания иностранного языка, связанное с онтологией текста. Докладчик предложила рассматривать учебный текст как сюжет, структуру и смысл; текст как транзит смыслов; и, наконец, текст как источник учебных коммуникативных практик.
В докладе зав. кафедрой иностранных языков ФМОиЗР ИАИ, профессора Людмилы Ахтемовны Халиловой рассматривались различные аспекты общественно-политического текста. Исследование было проведено в диахроническом ракурсе, в историческом и культурном контексте. Особое внимание было уделено памфлету не только как родоначальнику печатной публицистики, но и как неотъемлемой части политической культуры Англии 16-17 вв. Был проведен сравнительный анализ памфлетов Томаса Нэша, чье участие в «полемике Мартина Марпрелата» превратило памфлет в великолепную модель риторического дискурса, в котором огромную роль играли не только лексические единицы (линейная, фактологическая информация), но и подтекст, и концептуальная информация.
Исследованию средств массовой информации был посвящен и доклад старшего преподавателя кафедры иностранных языков ФМОиЗР ИАИ Татьяны Александровны Маркеловой. Был представлен анализ такого явления, как неологизмы, появление которых наиболее характерно для СМИ.
Широкий обмен мнениями вызвало исследование преподавателя кафедры иностранных языков ФМОиЗР ИАИ Евгении Викторовны Причесняевой, связанное с обучением студентов академическому письму на занятиях английского языка. На основе изучения зарубежных материалов докладчик представила схему составления эссе, которая учитывала особенности структуры и целостности оригинального текста. Профессор Школы философии НИУ ВШЭ Татьяна Вячеславовна Ковалевская отметила существенную разницу в английском и русском терминах «academic writing» и «академическое письмо», что влечет за собой определенное концептуальное несоответствие в восприятии содержания этих двух понятий представителями двух разных культур – англо- и русскоговорящей.
В выступлениях других докладчиков был также проведен детальный анализ иноязычных материалов, что свидетельствовало о серьезной экспертно-аналитической работе.
Обмен коллег из разных вузов и структурных подразделений РГГУ знаниями и опытом, обсуждение широкого спектра проблем, которые касаются российской и зарубежной методики преподавания иностранного языка, обозначили концептуальные границы дальнейших исследований. Актуальные научные разработки, представленные участниками в ходе работы конференции, найдут свое применение в студенческой аудитории.