14 марта 2018 года в РГГУ в рамках проекта «Команда Мэра» состоялась встреча студентов с министром Правительства Москвы, руководителем Департамента культуры г. Москвы А.В. Кибовским и заместителем председателя Комитета госуслуг г. Москвы А.З. Арутюновой. В диалоге также приняли участие ректор Московского городского университета управления (МГУУ) В.Ю. Фивейский и директор культурного центра «Дом-музей Марины Цветаевой» Е.И. Жук. Они рассказали об актуальных культурных проектах столицы и сервисах, которыми может пользоваться молодежь. Студенты узнали о том, как можно стать волонтером в городских проектах, пройти стажировку или найти работу в Правительстве Москвы.
Исполняющий обязанности ректора РГГУ А.Б. Безбородов в приветственной речи выразил отдельную благодарность А.В. Кибовскому, который не только возглавляет «Команду Мэра», но и является выпускником Московского государственного историко-архивного института. «Александр Владимирович никогда не теряет из вида РГГУ, внимательно следит за его развитием, и за это я ему искренне благодарен, - произнес Александр Борисович. – Уверен, что сегодняшняя встреча “Команды Мэра” со студентами и преподавателями РГГУ не случайна. Аудитория у нас практически целевая».
Свое выступление А.В. Кибовский начал с воспоминания о студенческих годах, проведенных в РГГУ. «В Центральную аудиторию в первый раз я вошел в 1991-м году, когда университету только передали комплекс зданий Высшей партийной школы. Эти мраморные парапеты, колонны произвели на меня неизгладимое впечатление. У художника Владимирова есть картина “Матросы ходят по Большому”, с таким же чувством мы приходили сюда. Я очень рад, что это восхищение не пропало и остается со мной по сей день.
Мы очень заинтересованы в том, чтобы к нам на работу, во все направления городского развития приходили молодые специалисты, москвичи. Это огромная индустрия во всех сферах. Не знаю, задаетесь ли вы вопросом, куда идти работать после окончания вуза. В мое время было проще, было распределение, потом его отменили, но все исходили из логики известного персонажа фильма “Покровские ворота”: “Не боись, государство тебя не забудет”. А у вас есть возможность самостоятельно определять свою судьбу, выдирая дальнейшее направление своей деятельности. Здесь присутствуют студенты разных направлений, есть люди, работающие в смежных с гуманитарной сферой областях. Город, этот огромный мегаполис, включает в себя колоссальную инфраструктуру, и надо, чтобы этой инфраструктурой кто-то управлял. Кто-то – это такие же люди, как и вы, которые эти места должны укомплектовывать. И нам бы очень хотелось, чтобы в этих позициях были люди, которые могут работать по специальности, применять на практике тот опыт и знания, который они получили в университете. Стажировка - это очень хороший шанс проверить применимость того базиса, который вам дают ваши педагоги, непосредственно в том или ином сегменте московского управления.
Один лишь Департамент культуры – это на самом деле 2300 адресов, 440 служебных учреждений самого разного направления. Это музеи, театры, библиотеки, культурные центры, парки, это сотни гектаров территорий, которыми надо заниматься ежедневно. Многие воспринимают жизнь, которая происходит в городе, как какую-то само собой разумеющуюся данность. Фонари на улице горят, электричество в доме, вода из крана, продукты в магазинах - откуда это все берется? Эти процессы каждый день должны обеспечивать миллионы специалистов.
То же самое можно сказать и о гуманитарной сфере. У нас есть хорошая, большая, разнообразная по своему наполнению инфраструктура, связанная с деятельностью в области искусства, творчества самых разных направлений. Какие позиции мы там можем занять? Я начинал обычным экскурсоводом Московского музея и чувствовал себя прекрасно, по внутреннему комфорту я даже лучше, чем сейчас себя ощущал. Для того, чтобы достичь какой-то позиции, вы должны четко знать, чего вы хотите. Многие проблемы возникают из-за того, что сам человек на старте не очень понимает, кем он хочет быть. Когда я начинал учиться, у нас был замечательный педагог, Владимир Борисович Кобрин, к сожалению, рано ушедший из жизни. Он был демократичный, и особенно любил вечернее отделение, потому что мы уже работали и он нас воспринимал как коллег. Он говорил: “Вот вы - молодые ребята, вы для себя нарисуйте, кем вы себя через 10-15 лет видите? И тогда многие вопросы для вас станут более понятны, потому что, может быть, вам и не требуются какие-то карьерные устремления. Хотите, чтобы у вас просто была хорошая семья, муж непьющий – тоже прекрасно”. Кстати, Президентом России сегодня ставится задача по увеличению рождаемости и поддержке семьи. Возможно, образование пригодится вам для того, чтобы стать руководителем детского центра, да и просто хорошим семьянином, это уже немало. Тогда, наверное, надо просто не делать лишних шагов, которые уведут от цели. Либо, наоборот, вы хотите стать большим начальником, с возможностями, с амбициями. Но тогда вы должны понимать, что для этого надо постараться. Красный диплом – это путевка в жизнь, но путевку-то надо отоварить. И педагоги дают вам по максимуму тот базис, который возможен.
Наши педагоги учили нас думать, становиться интеллектуальными людьми. Не верить всему дословно, что в книге написано, а читать между строк, системно, понимать как устроены процессы. Если вы не знаете деталей, вы их уточните потом. Но сами явления вы будете понимать правильно. Огромный, важнейший запрос сегодня в нашей сфере – это запрос на думающих людей. Не на технических исполнителей, не на офисный планктон, как принято говорить, а на тех, кто будет руководить. Поэтому мы и рассказываем сегодня о стажировках. Мы заинтересованы в том, чтобы готовить грамотных управленцев. Но надо понимать, что чудес не бывает, так, чтобы пришел и тебе сразу же дали чин, звание, кресло и секретаршу. Прошли те времена, когда это было возможно. Если вы хотите в какой-то системе достичь успехов, придется начинать с малого и своим усердием доказывать право на высокие позиции.
Сейчас для этого – удобное время. Идет поколенческая история, она есть, об этом говорят и старшие товарищи. С Олегом Павловичем Табаковым, к сожалению, ушедшим недавно из жизни, мы очень много говорили о том, почему он взялся за проекты, связанные с образованием. Он был совершенно самодостаточный человек, великий мастер. Но его не оставляла мысль о необходимости готовить кадры на смену великим мастерам. То же самое я часто слышу от других выдающихся деятелей искусства. Постепенно наступает пора смены руководящей элиты.
Средний возраст руководителя снижается, и динамика очень заметная. Понятно, что есть деятели, которые будут держаться за кресло зубами, пока их не вынесут под Шопена с рабочего места, но есть и очень много здравомыслящих людей, заинтересованных в том, чтобы к ним приходили молодые перспективные управленцы, из которых можно будет подготовить смену и спокойно передать объект. Поверьте, нет людей, особенно если мы говорим про музейную среду, которые не чувствуют ответственности за дело, которому они отдали свою жизнь. Каждый осознает, что рано или поздно придется передавать бразды правления, и очень важно, чтобы рядом был человек, которому можно эти бразды вручить. Сейчас начинается некое прозрение, и есть очень хорошая возможность взять в нашей сфере тот курс, который позволит осуществить спокойную, постепенную, естественную перемену в руководящем составе, его обновление. Но это потребует усилий.
Москва является крупнейшим рынком труда нашей страны. И в силу этого наблюдается колоссальная конкуренция, особенно в тех сегментах, где есть престижные профессии, рабочие места, которые действительно являются привлекательными. Поэтому я всем вам хочу посоветовать – не поддавайтесь искушению пойти туда, куда бегут все.
Приведу свой пример. Когда я заканчивал вуз, все бежали в юристы и в экономисты, это была дань моде. В нашей гуманитарной сфере никто не хотел оставаться. И когда кто-то шел работать по специальности, типа меня или Алексея Крова, который долгое время был заместителем Центра египтологических исследований РАН, или Николая Сарокатова, который является одним из лучших реставраторов иконописи и станковой живописи, - это было странное явление. Но прошло время, и возник переизбыток юристов и экономистов. Многих из них подперли представители следующего поколения, более молодые, более энергичные и активные. А дефицит кадров все равно остался: люди уходят, их надо кем-то заменять. В итоге и я, и все мои однокашники оказались востребованы, когда время позвало. Да, мы жили чуть бедно, мы жили чуть трудно, мы чем только не занимались, я и грузчиком работал, и ларьки охранял в лихие 90-е, как принято сейчас говорить. Но сегодня все мы стали востребованными высококвалифицированными специалистами. Возможно, то направление, которое вы выберете, не даст вам сразу всех благ, но пройдет время, и именно вы окажетесь в нужном месте в нужное время. И поэтому, дорогие друзья, я еще раз хотел бы вас всех призвать не откладывать такие решения на последний момент.
У Антона Ивановича Деникина есть прекрасная книга «Путь русского офицера», рекомендую прочитать, особенно историкам. Мне понравился один эпизод. Деникин, будучи молодым офицером, только закончил военное училище, и он частенько заглядывал в кружки нигилистов, которые постоянно спорили на тему того, есть Бог или нет. Долго-долго над этим раздумывал Антон Иванович, будущий генерал, очень большой талант, начальник, человек очень высокой морали, доблести и чести. Он был тогда в вашем возрасте. И однажды утром он просто решил для себя, что бог есть, и больше к этому вопросу никогда не возвращался. Я вам очень рекомендую поступить так же: вечером сесть и подумать, чего вы хотите от жизни. Послушайте себя, внутренний голос вас не обманет. Вы сами для себя должны решить, какой вы хотели бы видеть свою перспективу. Тогда многие вопросы отпадут сами собой и, возможно, озвученное нами предложение стажировки сможет вас заинтересовать с учетом той картины, которую вы для себя нарисуете.
Расскажу подробнее, в чем заключается суть работы Департамента культуры Москвы. Сам Департамент – очень маленький, всех вместе – 100 человек на весь город. Но в этот управленческий аппарат решает весь спектр задач, начиная от зоопарка и заканчивая отправкой детей на летний отдых в пионерские лагеря. Иногда к нам на стажировку приходят люди, которые с изумлением узнают, в чем заключается работа Департамента культуры. Они от нас сбегают. В нашем Департаменте самый высокий показатель заявок от желающих пройти стажировку, но недели через две многие отсеиваются. Потому что они думают: “Ну что такое Департамент культуры? Наверное, вся работа состоит в том, чтобы ходить по выставкам и спектаклям, разговаривать с деятелями искусства, разве это сложно?”. И когда они попадают в наш ад, им все вокруг кажется удивительным.
Департамент - это такой же орган исполнительной власти, как и любой другой, и поверьте, там лирики мало, там одна только физика с утра до вечера. И для работы там требуются особые люди с особыми качествами, готовые трудиться с 8-ми утра и до позднего вечера, потому что у нас ненормированный рабочий день. Каждый день в Москве проходит порядка 270-ти культурных событий и мероприятий! И для того, чтобы состоялось то или иное событие, необходим огромный организационный труд. Например, шествие Бессмертного полка 9 мая. Миллионы людей должны пройти по Тверской улице. Кажется, это просто – сейчас возьмем портрет деда и пойдем. Но на самом деле, чтобы никого не задавили, медицинская помощь была рядом, чтобы шествие шло, чтобы транспорт перекрыл те или иные улицы, требуется огромная организационная работа. И всем этим тоже занимается Департамент культуры.
Кроме того, есть подведомственная сеть, более 400 организаций, больших и малых, которая объединяет около 40 000 работающих человек. Это самые разные специалисты, вплоть до специалистов по обниманию панд в зоопарке, которых учат в Китае. Почему-то на стажировку специалистов по обращению с кобрами желающих нет. Если без шуток, Московский зоопарк - это уникальное место для специалистов в самых разных областях нашей фауны, потому что мы входим в Европейскую ассоциацию зоопарков и занимаем там лидирующие позиции. Но чтобы сохранить эти позиции, мы должны постоянно получать новые виды животных, и поэтому нужны специалисты, которые умеют обращаться с разными экзотическими зверями. Различные институты, конечно, готовят специалистов в области зверохозяйства, однако они не учат обращаться с жирафами и со слонами, поскольку те не водятся в средней полосе. Но для нас такие специалисты необходимы.
Есть такое выражение – “ работа по призванию”. И действительно, есть такие люди. Человек работает в музее, и он горит на работе, он там и спит, он из дома подушку приносит, лишь бы все успеть. Но он совершенно не применим в государственном управлении, потому что ни одну бумагу толком составить не может. Он может сделать прекрасную выставку, замечательный арт-проект с использованием мульти-медиа, но правильно управлять бюджетными деньгами, составить все эти сметы, калькуляции, проекты у него не получится. Это совершенно другая профессия. Поэтому в музейной сфере мы ищем специалистов в любых областях: и тех, кто умеет обращаться с бюджетным процессом, и тех, кто знает, как привлекать денежные средства и выстраивать отношениями с некоммерческими организациями, и тех, кто умеет организовывать масштабные массовые мероприятия на сотни тысяч людей, и тех, кто может проводить творческие проекты эксклюзивного характера, как, например, концерты в Доме музыки для высоких эстетов, и тех, кто умеет общаться с детской аудиторией, например, в школах искусств, и тех, кто умеет работать с категориями людей с ограниченными возможностями в нашем Центре интеграции, который в прошлом году получил приз “Лучший социальный проект 2017 года”, когда средствами культуры мы помогаем людям с ограниченными возможностями чувствовать себя достойно в обществе. Диапазон крайне широкий.
Есть такая пословица – “Не в свои сани не садись”. Упаси вас боже оказаться в позиции, когда вы займете рабочее место, которое вам не нравится. Вам там всё будет противно. Но вы думаете: вроде бы место такое неплохое, теплое, деньги платят и что-то менять неохота. Ребята, вы молодые, и я вам говорю – не пугайтесь перемен. Вот есть такая хорошая психологическая концепция, суть которой заключается в маневренности. Я вас призываю: пробуйте, ищите то, что вам больше нравится, ставьте перед собой недостижимые задачи, потому что осесть вы всегда успеете. Это никогда не поздно, поверьте мне. Но, когда это наступает рано, особенно, если у вас нереализованные амбиции (а у нас часто бывают амбиции гипертрофированные, которые превосходят собственные таланты), - не дай бог, если вы там закрепились на годы.
В любой организации есть три категории должностей, и у каждой есть свои плюсы и минусы. Есть должности стабильные. Например, каждый руководитель держится за своих экономистов и бухгалтеров зубами, если они профессиональные, толковые. И они могут десятилетиями сидеть на одном месте, честь им и хвала, почет и уважение. Замечательно, если они в гармонии с собой, лучше ничего не придумать.
Вторая категория – это амбициозные люди, моторы, которым в кабинете не сидится - подавай проект. Тоже прекрасно. Из таких получаются крепкие замы. Они все знают, все умеют, в любом вопросе разбираются, всегда на подхвате. Одна проблема: как правило, должность зама – это их потолок, потому что начальников будут брать со стороны, а они так и будут одного тащить, второго, третьего. Если амбиции не требуют большего – это ваше. Работа интересная, вас все уважают, вы профессионал, но на следующую ступеньку вам уже не перейти. Зато есть стабильность, понятно, что вас никто не тронет, потому что кто-то же должен досконально разбираться в вопросе.
И есть третья категория, она очень яркая, импульсивная, она меньше связана с содержательной частью, но она реальная. Это, например, референты министров, советники, начальники пресс-служб. Это очень лихая работа, работа на изнеможение. Каждое утро вы не знаете, что придется делать вечером. Но есть люди, которые от этого получают большое удовольствие, драйв, они живут в центре событий и в довольно молодом возрасте могут занять достаточно большую позицию. Минус этой позиции только в одном: меняется начальник – зачищают всех. Это жизнь как у бабочки, очень красивая, но недолгая.
Поэтому вы должны понимать, в каком сегменте вы оказываетесь, осознавать свою карьерную перспективу. На стажировке вам эти моменты объяснят более профессионально. Но важно не ошибиться с выбором. Я всем вам желаю, чтобы вы успешно завершили учебу в университете, определились с вашим дальнейшим карьерным будущим, и через 10-15 лет смогли бы сказать: “Какой же я был молодец, что не ошибся! Я живу так, как я хочу, и мне все нравится”. Вот этого я вам желаю от всей души».
В свою очередь, заместитель председателя Комитета госуслуг г. Москвы А.З. Арутюнова подробно рассказала студентам о перспективах стажировки в проекте «Активный гражданин». «У нас очень молодой коллектив, нас немного, около 60 человек во всем комитете, но средний возраст сотрудников – 33 года, - отметила Алина Зурабовна. – У нас много девочек и мало мальчиков, поэтому коллектив у нас, можно сказать, женский. Нам не так повезло, как Департаменту культуры, у нас нет широкой сети удивительных и интересных подведомственных организаций. Я начинала свою деятельность в Правительстве Москвы как раз с Департамента культуры, поэтому Александра Владимировича Кибовского я знаю еще и как подчиненный, и это особое удовольствие и радость – работать в сфере культуры. Но вернемся в Комитет государственных услуг.
Проект “Активный гражданин” был создан Правительством Москвы, потому что история с проникновением различных гаджетов в нашу жизнь интуитивно понятна и очевидна для всех. Когда возникла необходимость в сжатые сроки собирать и анализировать большое количество мнений, Правительство Москвы приняло решение о запуске этого проекта. 21 мая проекту исполнится 4 года, нас, активных граждан, уже 2 000 000, мы провели больше 3 000 голосований, собрали более 93 000 000 мнений. Это, конечно, грандиозные цифры, но они есть, мы с ними работаем, и могу сказать, что стажеры нам тоже очень нужны. Стажеры, которые приходят на работу в Правительство Москвы, имеют прекрасный шанс стать широким специалистом. Я хотела бы, чтобы вы помнили об этом и с радостью к нам присоединялись.
Проект «Активный гражданин» включает в себя два блока, два направления. Это IT-составляющая, которая отвечает за программное обеспечение, за само приложение, и направления, которые касаются содержательной функции. Что значит “содержательная функция”? “Активный гражданин” – это голосования, это городские новинки, это новости, это культурные мероприятия, это проведение акций. Поэтому нам нужны специалисты, начиная от маркетологов и заканчивая IT-специалистами, начиная с контент-редактора, человека, который умеет писать новости и знает, как правильно это делать, и заканчивая специалистом по работе с социальными сетями. Нами востребован весь спектр и гуманитарных, и технических профессий».
Студенты задали представителям «Команды Мэра» немало вопросов, среди которых были следующие: Какие качества необходимы молодому человеку для успешной работы в департаменте? Какими навыками он должен обладать? Есть ли программы поддержки для культурологов, искусствоведов и реставраторов? Возможно ли создание специальной программы стажировок студентов РГГУ в организациях города Москвы? Каковы у стажеров перспективы дальнейшей работы в государственных органах? Считается ли востребованной профессия социолога, психолога, экономиста? Есть ли какие-то привилегии для тех, кто занимается волонтерской деятельностью? В каких департаментах наиболее широкий спектр международных связей? Как стать начальником зоопарка? Применяется ли блокчейн в Комитете госуслуг? Как скоро начнется развиваться проект, подобный «Музыке в метро», на улицах Москвы? Кем и как определяется политика проведения общественных мероприятий в тех парках, которые не являются администрируемыми, такие, как Парк Горького, Сокольники и так далее? Может ли сотрудник Департамента культуры совмещать работу с политической деятельностью? Можно ли создать отдельную платформу-афишу по выставкам для иностранных туристов? Какова судьба усадьбы Кусково и ей подобных?
Авторы лучших вопросов были награждены памятными призами и сувенирами.
В завершение встречи А.В. Кибовский процитировал студентам строчки из стихотворения поэта Озерова, которые следует помнить и работодателям, и тем, кто приходит устраиваться на работу.
Пренебрегая словесами,
Жизнь убеждает нас опять:
Талантам нужно помогать,
Бездарности пробьются сами.
Для справки
В марте «Команда Мэра» посетит порядка 10-ти университетов.
Встречи будут проходить в формате открытого диалога. Студенты смогут задать спикерам вопросы и участвовать в онлайн-голосованиях. Темы голосования будут разные. Например, «О каких кадровых проектах Правительства вы знаете», «Пользовались ли вы когда-нибудь порталами “Наш город” и “Активный гражданин”», «Были ли вы в парке Зарядье», «Какими московскими приложениями вы активно пользуетесь» и др.
Подобные мероприятия будут проходить в течение первого этапа набора на стажировку «Москва моими глазами» 2018. Он стартовал 19 февраля и продлится до 31 мая.
Студенты других вузов могут следить за прямой трансляцией встреч в социальных сетях ВК в группе «Практика и стажировка в Правительстве Москвы» и в Инстаграм Moscow_intern.
Также на страницах в соцсетях студенты смогут отслеживать информацию о том, где будут проходить следующие мероприятия и принимать в них активное участие.
- Статья на карьерном портале Правительства Москвы
- ВОРКШОП В РГГУ - Александр Кибовский
- ВОРКШОП В РГГУ - Алина Арутюнова