26 декабря в РГГУ состоялось последнее в 2017 году заседание Ученого совета. На повестку были вынесены следующие основные вопросы: утверждение проекта плана финансово-хозяйственной деятельности РГГУ на 2018 год и плановый период 2019-2020 гг., Стратегия проведения профориентационной работы в РГГУ, утверждение дополнительной общеобразовательной программы «Подготовительные курсы для поступающих в Предуниверсарий РГГУ».
С докладом по первому вопросу выступила главный бухгалтер С.А. Третьякова. Она представила на рассмотрение членов Ученого совета окончательный вариант плана финансово-хозяйственной деятельности РГГУ на 2018 год и плановый период 2019-2020 гг. «Основные изменения произойдут в оплате труда, - предупредила Светлана Алексеевна. – Это введение эффективного контракта для работников ППС, выполнение показателя дорожной карты в части доведения среднемесячной заработной платы до 200% от средней заработной платы по региону и увеличение фонда заработной платы прочего персонала на 4% с учетом инфляции. Это заложено в плане финансово-хозяйственной деятельности, все показатели выровнены.
Также в 2018-м году предусмотрено увеличение непосредственно размера оплаты труда. МРОТ в 2017-м году составлял 7 800 рублей, по университету он был 8 000. МРОТ на 2018 год – это 9 489 рублей, мы планируем 9 500. МРОТ на 1 января 2019 года ориентировочно составит 11 598 рублей и 11 600 соответственно.
С 2018 года налог на землеимущество будет рассчитываться полностью от кадастровой стоимости. Что касается налога на прибыль, то здесь университет пользуется льготой.
Расходы в 2018-м году по плану увеличиваются на 247 млн, так как увеличиваются и доходы. Из расходов – на заработную плату 137 млн, на оплату труда - 90 млн, на стипендии – 8 млн, зато налоги уменьшаются, потому что уменьшается остаточная стоимость, так как наше оборудование, наше имущество устаревает. Также предполагается увеличить расходы на ремонт помещений на 2 млн. Это модернизация и ремонт нашего эксплуатационного оборудования, системы отопления и водоснабжения, газа, пожарных коммуникаций. Расходы на коммунальные услуги увеличиваются в размере 4% от стоимости увеличения тарифов за пользование коммунальными услугами.
Если у нас на конец 2016 года переходящий остаток был всего лишь 37 млн, и мы не имели задолженности по взносам и страховым заработным платам, то остаток на 2017-й год – это уже 171 млн. Еще у нас будет резерв в 38 млн, из них часть – на непредвиденные расходы. И в 2018 год мы уходим с остатком 131 млн, без долгов и без задолженностей, то есть, мы уменьшаем остаток на 40 млн. Это показатель правильного планирования.
На основании вышеизложенного хочу попросить одобрить проект плана финансово-хозяйственной деятельности РГГУ на 2018 год и плановый период 2019-2020 гг.»
Исполняющий обязанности ректора РГГУ А.Б. Безбородов прокомментировал выступление главного бухгалтера следующим образом: «Коллеги, ведущие финансовую политику в нашем университете, делают попытки составить бюджет таким образом, чтобы в части совокупности зарплатных проектов он был сбалансирован той частью, которая называется “социальной инфраструктурной”. Это не всегда удается. Однако в бюджете сегодняшнего дня на краткосрочную перспективу до 2020-го года подобное устремление есть.
Когда заходит речь об инфраструктуре, мы видим, что доходы здесь растут медленно. Это беда университета. Несмотря на то, что Дорожная карта выполняется, следует понимать, что Министерство образования и науки РФ направляет в последнее время значительные суммарные финансовые активы для реализации в университете определенных задач. Государственными субсидиями из этого источника покрываются не только наши затраты на заработную плату, но и некоторые другие. Принципиально важно иметь в виду, что наш Учредитель твердо осуществляет курс на поддержку РГГУ, в первую очередь, его коллектива.
Серьезное изменение происходит в грантовой политике РГГУ. Коллеги во главе с проректором по научной работе Ольгой Вячеславовной Павленко увидели необходимые резервы и правильно выстроили работу с каждым университетским факультетом, с каждым институтом. Такая работа чрезвычайно важна. На недавнем, первом заседании Экспертного совета по гуманитарному знанию при Министерстве образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева обратила внимание на то, что лишь некоторые гуманитарные вузы по-настоящему ведут борьбу за гранты, правильно и эффективно выстраивают грантовую политику. Я думаю, что мы входим в число тех, кто такую политику выстроить может. Подчеркиваю, что это обсуждалось на государственном уровне. И нам следует иметь в виду, что каждый факультет, каждый институт, каждая кафедра имеют право и обязаны стремиться к тому, чтобы тот или иной грант был наш, чтобы коллеги на него работали, показывали свое мастерство в науке и не только - в учебных технологиях, методической работе и т.д. Необходимо активно и даже агрессивно выступать на этом поле, которое курирует наш Учредитель. Я уверен, что коллеги и Ольга Вячеславовна Павленко будут эту работу продолжать с троекратными усилиями.
Когда мы говорим о платном обучении как об источнике доходов, мы, действительно, делаем поправку на то, что здесь потери растут наряду с доходами, причем имеют негативную динамику. И эта тенденция в университете не переломлена. Подход к платникам должен быть многогранным, не следует просто изгонять человека за то, что у него не получается учиться. У него результаты ЕГЭ были более низкими, и он по ним сюда прошел. Здесь не только студент виноват, но и у нас есть перед ним обязанности, и эта двусторонность должна быть выдержана в вузе. За людей, как и за гранты, нужно бороться.
Мы много говорим о внешних совместителях. Их стало меньше, но они стали достойнее. Опираясь на них, мы совершаем многие научные заделы, под это также даются гранты, и они работают в плюс. Но есть категория коллег, до которых мы не достучались – внешние совместители с нулевой аффилиацией с РГГУ. Они упорно продолжают обозначать в качестве своего главного покровителя организацию, в которой лежит их трудовая книжка. Так дело не пойдет. Надо помогать деканам, директорам институтов выстраивать политику работы с такими людьми.
Где мы объективно недофинансированы? Есть такие позиции, три из них наиболее серьезны. Первое – вся система безопасности и жизнедеятельности РГГУ. Она недофинансирована самым вызывающим образом. Второе – работа по т.н. предписаниям органов власти. Например, ясно было сказано – сделать 2017 год годом ремонта Историко-архивного института. В итоге было 9 дыр на крышах ИАИ рядом с Кремлем – стало 10. Что эти дыры дают? Уничтожение памятника архитектуры, культуры, образовательной среды. Третье – это ремонт зданий и сооружений. Он тоже недофинансирован. Я призываю исполняющего обязанности проректора по административно-хозяйственной работе и безопасности А.В. Мартынова обратить на это в 2018-м году серьезное внимание. Здесь необходимо проникнуться едиными идеями и работать вместе».
Профориентационной работе в РГГУ был посвящен доклад проректора по учебной работе Н.И. Архиповой. «Выбор профессии и вуза – это жизненно важный вопрос, от решения которого зависит судьба человека, - отметила Надежда Ивановна. – И не только судьба, но и образ жизни, потому что он выбирает социальную среду, в которой будет формироваться как личность.
Почему школьнику трудно выбрать профессию? Ребенку сложно ориентироваться не только в мире профессий, но и в самом себе, подчас непросто определить свои самые важные личностные, профессионально значимые качества, которые будут влиять на то, как успешно он будет выполнять ту или иную работу. Сейчас мы имеем дело с поколением Z, и это поколение совсем другое, у них иные жизненные ценности и приоритеты – свободный график работы, в целом свобода выбора, отсутствие самопожертвования, стремление к тому, чтобы быть счастливым и жить комфортно.
Сложно выбрать профессию еще и потому, что ряд профессий отмирает, вместе с тем появляется ряд профессий, совершенно новых во всех областях. Эти новые профессии идут, как правило, на стыке наук. И молодые люди должны знать, понимать, к чему в итоге стремиться.
На сегодняшний день фактически все структуры в РГГУ так или иначе занимаются профориентацией. Очень важную работу выполняет Отдел по трудоустройству выпускников, потому что он проводит психодиагностику с использованием такого инструмента, как Effection Studio, который включает в себя все методики, составляющие основу профдиагностики.
У нас есть Международный институт новых образовательных технологий, который вплотную занимается профориентацией. Недавно мы присутствовали на замечательном фестивале мультимедийных инсталляций, которые представляли школьники 14-ти лет. Институт проводит огромную работу в этом направлении.
Профориентация проводится и в Предуниверсарии, и в Гуманитарном колледже, и в Институте дополнительного образования. В результате мы наблюдаем положительную динамику: в этом году к нам поступили 33% выпускников Предуниверсария, 51% выпускников Гуманитарного колледжа и 25% - из Института дополнительного образования. Результаты неплохие, но мы должны стараться, чтобы еще больше абитуриентов, которые занимаются непосредственно в наших структурах, шли к нам в университет.
Из институтов, реализующих программы профориентации, по количеству различных клубов лидирует ИАИ. Это не только киноклуб, дискуссионный клуб “Вехи истории” и так далее. У них есть совершенно замечательный росток – секция по работе с абитуриентами студенческого совета.
ИЭУП тоже традиционно проводит олимпиады, конкурсы презентаций, кафедра маркетинга и рекламы блестяще проводит квест для школьников “Дороги, которые мы выбираем”, он пользуется большим спросом у абитуриентов на днях открытых дверей. Впервые в 2017-м году организовано волонтерство студентов 3-го курса над 1-м курсом.
У Института лингвистики есть летняя лингвистическая школа. Они проводят Тотальный диктант и еще некоторые виды работ.
У Института психологии им. Л.С. Выготского тоже есть свои находки и, в первую очередь, это адаптационный выезд первокурсников, где происходит сплочение студентов. У них же есть прекрасная Школа молодого психолога.
Очень важную роль играет Институт массмедиа. Телевизионная мастерская начинающего журналиста работает с 2001-го года на базе нашего Гуманитарного колледжа и имеет огромный успех.
ФИПП применяет дифференцированные подходы к профориентации, в зависимости от того, от каких специальностях идет речь – о классических, практико-ориентированных или коммуникативно-ориентированных. Очень творчески ФИПП подходит к решению этой задачи.
Не менее творческий подход и у Отделения социокультурных исследований, которое участвует в школе-семинаре “Шаг в будущее”, “Академии юных”, “Наука в школе”, “Гайдаровская школа-17”, в общественно-просветительском проекте “Классика в цифровом мире” - все это знакомит с РГГУ школьников и абитуриентов.
Мир стремительно меняется, возникают новые формы работы по профориентации. Появились мобильные приложения для абитуриентов, одно из самых серьезных – “Поступай правильно”, разработанное и рекомендованное вузам Министерством образования и науки. Информацию об РГГУ разработчик взял из наших официальных отчетов. Сейчас у нас появилась возможность внести дополнения, и этим необходимо воспользоваться. Это очень важно, потому что по прогнозам Минобрнауки в следующем году каждый второй абитуриент воспользуется данным мобильным приложением. От того, каким образом мы представим информацию о вузе, будет зависеть очень многое.
Для того, чтобы правильно организовать профориентационную работу и получить необходимый экономический эффект, мы предлагаем создать в университете консультационный совет по профориентации. Практически все структуры должны так или иначе к этому подключиться, даже хозяйственные, потому что абитуриент хочет видеть красивый университет. Кроме того, необходимо доработать информационный портал “Абитуриент РГГУ”. Он есть, но окончательно не сформирован. На базе этого портала целесообразно создать профессиологическую интерактивную службу.
Таким образом, мы предлагаем разработать Стратегию профориентационной работы. Что касается оптимизации набора с применением современных инновационных технологий – это наш летний набор. И если мы все-таки постараемся сделать систему “Одно окно”, она тоже будет привлекательна для абитуриентов. Следует выделить специалистов, которые будут актуализировать информацию об университете в мобильных приложениях и социальных сетях. Кроме того, необходимо отдельно заниматься с одаренными детьми, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также проводить презентационные и профориентационные мероприятия в регионах. И самое главное – мы должны развивать движение студентов-наставников, волонтеров. Им очень нравится брать шефство над абитуриентами, а затем вести их до магистратуры. Такой опыт есть, его просто следует распространять.
У нас на разных факультетах читаются курсы, посвященные профориентации. Это не только введение в специальность и введение в профессию, но и такие курсы, как технология карьеры, работа в команде, бизнес-планирование. Если факультеты, на которых эти курсы сегодня не читаются, предложат их своим студентам, это тоже принесет пользу. И, разумеется, мы должны совершенствовать взаимодействие со школами. У нас очень много таких положительных примеров, это не только гимназия 1514, это школа 2030 и т.д. Очень важно заключать с такими школами как можно больше договоров. Проектной деятельностью студентов занимается наш Институт дополнительного образования, у них всё отлично получается. И конечно, нужно дружить с центрами профориентации школьников, службами занятости, социальными партнерами на уровне города, региона и страны».
Краткое пояснение дал президент РГГУ Е.И. Пивовар. «Наличие Предуниверсария, прежде всего, демонстрирует социальную значимость, социальную ответственность РГГУ. Это был пилотный проект московского правительства, мы получаем за него дополнительные государственные дотации, что повышает возможности выполнения нами Дорожной карты. Идея правительства была в том, чтобы улучшить взаимодействие между средней и высшей школами, и в целом повысить качество подготовки старшеклассников. Мы первыми из гуманитарных вузов были включены в этот проект. Почему к нам поступает 33% выпускников Предуниверсария? Не только потому, что часть из них уходят в другие вузы, а в силу того, что в РГГУ высокий конкурс. Профориентационная работа в Предуниверсарии должна быть усилена, но она никогда не будет абсолютной, поскольку цель не в том, чтобы все 100% выпускников поступали в вуз, при котором обучались, а в том, чтобы они получили более высокое по сравнению со школами образование, повышали свои конкурентные возможности на фоне другимх старшеклассников. Но, разумеется, лучших из них мы должны принимать к себе.
От кого зависит успех профориентационной работы в современном мире? От трех категорий: от самих учащихся, от их родителей и от учителей. В этих трех категориях нам и следует работать. Олимпиады для школьников по истории и русскому языку, которые действуют на площадке РГГУ, также могут придать этой работе новый стимул. И помимо Стратегии, на 2018 год необходимо выработать конкретный план действий».
Доработанный проект решения о профориентационной работе будет представлен на следующем заседании Ученого совета РГГУ.
О разработке комплексной программе изучения стран и регионов Востока в своем выступлении рассказала проректор по научной работе О.В. Павленко. «В настоящее время востоковедение является очень важным конкурентным преимуществом любого вуза, - подчеркнула Ольга Вячеславовна. – Учитывая высокий интерес абитуриентов к профессиям, связанным с изучением Востока, в университете принято решение считать это направление стратегическим и разработать комплексную программу, объединив усилия научных и образовательных коллективов на разных факультетах и кафедрах, в разных структурных подразделениях».
По итогам заседания Ученого совета были приняты следующие основные решения:
- Одобрить проект плана финансово-хозяйственной деятельности РГГУ на 2018 год и плановый период 2019-2020 гг.
- Утвердить дополнительную общеобразовательную программу «Подготовительные курсы для поступающих в Предуниверсарий РГГУ».
- Объединить кафедры документоведения и кафедры истории науки и научно-технических и аудиовизуальных архивов.
- Утвердить новую редакцию «Положения о порядке перевода, отчисления, восстановления обучающихся в Гуманитарном колледже».
- Внести изменения в приложение «Положения об эффективном контракте» в части присуждения баллов за долю аудиторной нагрузки, если она превышает 60% общей нагрузки.
- Внести изменения в «Положение о переходе лиц, обучающихся на договорной форме, на бюджетную форму».
- Предоставить ученое звание доцента С.П. Донцеву по научной специальности 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии».