15 ноября 2017 года в РГГУ прошел студенческий конкурс «Национальные тенденции социально - экономического развития стран мира (на примере африканского континента)» на английском языке. В конкурсе приняли участие студенты второго курса экономического факультета РГГУ Евгений Вацанюк, Иззатилла Муратов, Мария Донскова (группа английского языка И.И. Воронцовой), студенты первого и второго курсов Центра социальной антропологии Анастасия Мартынова, Айгуль Хабибуллина, Кирилл Александров, Лаша Чаргазия, Вера Сазонова (группа английского языка старшего преподавателя В.И. Уварова), а также студенты третьего курса факультета управления Леонид Бондарев и Алена Солдатова (группа английского языка Л.А. Ермаковой).
Задача конкурса – в рамках англоязычного общения провести сравнительный анализ актуальных социально-экономических мировых проблем на примере африканского континента. Так, студенты-экономисты Евгений Вацанюк и Иззатилла Муратов подготовили презентации по наиболее развитым и самым бедным африканским странам, что на контрасте дало яркое представление о причинах возникновения этих проблем и возможных путях их решения. В продолжение этой темы Кирилл Александров предложил рассмотреть возможности африканского континента в плане экономического развития в постколониальный период. Лаша Чаргазия остановился на вопросах безработицы, а Вера Сазонова сделала познавательный обзор миграций внутри континента. Леонид Бондарев и Алена Солдатова представили особенности корпоративного менеджмента в африканских компаниях и акцентировали приверженность семейным ценностям как одну из определяющих черт региональных управленческих стратегий, что гармонично коррелировало с выступлением самых юных участников конкурса – первокурсников ЦСА Анастасии Мартыновой и Айгуль Хабибуллиной, посвященным семейному праву в тропической Африке. Очень убедительно прозвучала презентация Марии Донсковой об экономическом развитии бывших африканских колоний Франции и о сохранившихся в них чертах французского наследия.
Конкурсанты стремились показать, что страны Африки имеют огромный потенциал к развитию. Отвечая на разноплановые вопросы комиссии, все участники так или иначе утверждали, что странам Африки следует объединяться и сотрудничать для достижения общих целей. Военные конфликты, политические перевороты и высокий уровень преступности - вот барьеры социального и экономического развития.
Идея создания проекта принадлежит доценту И.И. Воронцовой, которая также помогала студентам в воплощении этого замысла. Соучредителями выступили доцент Л.А. Ермакова и старший преподаватель В.И. Уваров.
Во вступительном слове почетный гость форума, декан экономического факультета В.А. Умнов подчеркнул значимость конкурса, давшего студентам возможность проявить себя в содержательном и языковом планах. Виталий Анатольевич выразил благодарность преподавателям кафедры иностранных языков за запуск актуального и перспективного проекта.
Формат конкурса разработали сами студенты – модераторы Елизавета Мещерякова и Евгений Вацанюк. И.И. Воронцова поблагодарила модераторов за эффективное планирование, регламентирование и сопровождение всех его этапов. Она акцентировала важность освоения формы публичных англоязычных выступлений как основных инструментов развития профессиональной речи и подчеркнула, что подобный проект, с одной стороны, требует творческих вложений всех участников, с другой – дает им возможность испытать себя в практике самостоятельных и командных исследований, пополнить словарный и терминологический запас.
В свою очередь, Иззатилла Муратов от имени всех студентов поблагодарил декана и преподавателей за возможность показать результаты своей работы.
Конкурс отличала свободная демократичная атмосфера, поэтому вопрос В.И. Уварова о том, почему объектом внимания стала именно Африка и кто из конкурсантов бывал в африканских странах, вызвал живое обсуждение среди студентов РГГУ.
Обретенный опыт и гуманитарный ракурс рассмотрения национальных особенностей социально-экономического развития африканского континента, безусловно, помогут студентам в дальнейшем профессиональном развитии и станут базисными с точки зрения освоения искусства полемики в интернациональной аудитории.
Призовые места в следующих номинациях заняли:
· «Оригинальная идея: постановка проблемы / разработка темы» - Анастасия Мартынова и Айгуль Хабибуллина, второе место;
· «PP презентация/видео, сделанные на основе результатов исследований автора» - Евгений Вацанюк, первое место;
· «Отражение в презентации лингвострановедческих знаний» - Мария Донскова, первое место;
· «Подача материала: убедительная речь, умение владеть аудиторией» - Вера Сазонова, первое место; Иззатилла Муратов, второе место;
· «Качество исполнения: грамотность, метафоричность мышления и иноязычной речи» - Лаша Чаргазия, первое место;
· «Эмоциональная составляющая и эстетическое впечатление от представленной конкурсной работы» - Алена Солдатова и Леонид Бондарев, второе место.
Номинантом «Приза зрительских симпатий», по общему мнению студенческой аудитории, стала Мария Донскова. Модератор Елизавета Мещерякова отмечена в номинации «Качественная подготовка и сопровождение мероприятия».