30–31 марта 2017 г. в рамках ежегодных Гуманитарных чтений кафедра теоретической и исторической поэтики (зав. каф. д.ф.н., проф. В.И. Тюпа) и кафедра истории русской классической литературы (зав. каф. д.ф.н., проф. Д.М. Магомедова) Института филологии и истории РГГУ провели Международный научный семинар «Кризисные ситуации и литературные жанры», посвященный исследованию поэтики литературных жанров в периоды «социальных разломов» (особенно революции 1917 г. и гражданской войны), а также внутренних кризисов, переживаемых жанрами в процессе их развития. Заявленная организаторами в качестве отправной точки проблема взаимосвязи этих аспектов вызвала интерес как у российских, так и у зарубежных исследователей.
В центре внимания участников семинара было, прежде всего, базовое понятие кризиса как переломной точки в литературном и историческом процессе: М.Н. Дарвин (РГГУ). Кризис жанра как понятие литературоведения; В.И. Тюпа (РГГУ). Кризис как инвариантный конструктивный признак рассказа. Целый ряд докладов показал, что переломный характер кризиса особенно актуализирует проблему границы – между художественными и документальными жанрами: Е.Ю. Кнорре (ПСТГУ). Дневники и художественные произведения М.М. Пришвина в период Первой мировой и гражданской войн: жанр и концепция «творческого поведения», А.Е. Бабушкина (РГГУ). Поэтика жанра воспоминаний в творчестве Н.А. Тэффи и Дон Аминадо; между лирическим и эпическим началом: Д.М. Магомедова (РГГУ). Категория «лирического эпоса» в описании жанрового репертуара 1917–1921 гг.; между своим и чужим: Е.И. Зейферт (РГГУ). Литература российских немцев: жанр и исторические перипетии этноса; между авторскими и неавторскими элементами в книге стихов: В.В. Савелов (РГГУ). «Стихотворения» Юрия Сидорова – мемориальная книга периода «кризиса символизма»; между сном и реальностью в составе художественного мира: О.В. Федунина (РГГУ). Ментальный и исторический кризис в «Красной короне» Булгакова (онейропоэтика в жанровом аспекте).
В другом блоке докладов рассматривались изменения отношений между словом, образом и поэтикой жанра в целом в различные кризисные эпохи: А.Е. Махов (РГГУ). Жанр эмблемы и кризис риторического слова; А. Молнар (Венгрия, Дебреценский университет). Метафоризация и жанр рассказа в «Драконе» Замятина. При этом в центре внимания оказались различные аспекты проблемы визуализации: Т.Е. Автухович (Беларусь, ГрГУ им. Янки Купалы). Экфрасис в перспективе синхронии и диахронии; А.В. Синицкая (Самара, СИПКРО). «Хроника падающего наблюдателя»: анаморфозы в повести и новеллах Сигизмунда Кржижановского и Геннадия Гора; С.П. Лавлинский (РГГУ). Визуализация исторического времени в жанре повести («Автобиография трупа» С. Кржижановского).
Наконец, еще одна линия – проблема сохранения личностной самоидентичности в периоды кризиса: Ф.Х. Исрапова (Махачкала, ДГУ). Кризис человеческой судьбы в контексте исторического кризиса (рассказ И.А. Бунина «Холодная осень»); Е.Ю. Козьмина (Екатеринбург, УрФУ). Кризис представлений о человеке в начале ХХ века и становление авантюрно-философской фантастики; С.А. Шульц (Ростов-на-Дону). Социально-исторический и ментальный кризис в драматургическом тексте; и целостности жанровой структуры: В.И. Козлов (Ростов-на-Дону, ЮФУ). Идиллическая парадигма в русской поэзии XX века (Бунин, Пастернак, Кушнер); С.Ю. Артемова (Тверь, ТвГУ). Современная элегия: кризис жанра или тенденция? ; Е.Ю. Сокрута (Москва, ИМЛИ РАН). Метанарративность в аспекте трансформации романного жанра (на материале романа М. Булгакова «Белая гвардия»); О.А. Гримова (Краснодар, КубГУ). Нарративизация социальной и личностной кризисности в антиутопии; С.С. Бойко (РГГУ). Жанровое разнообразие православной беллетристики и жития святых новомучеников.
Наметившиеся тенденции и перспективы обсуждались в живых дискуссиях. Материалы семинара будут опубликованы в специальном сборнике, а также в журнале «Новый филологический вестник», входящем в международную базу цитирования Web of Science и в Перечень ВАК.