1 апреля 2017 года в РГГУ состоялась междисциплинарная научно-перформативная конференция «Дело в шляпе», организованная Факультетом истории искусства и Институтом филологии и истории. Ее целью было всесторонне исследовать роль шляпы в мировой культуре, истории моды, литературе и искусстве. Правда ли, что шляпка – это не просто «безделица и тряпка», а способная создать драму и сюжет сущность? Почему мы тянем жребий из шляпы? можно ли находиться в шляпе в присутствии короля? Ответы на эти и другие вопросы предполагалось получить в ходе однодневной, но интенсивной работы.
Важной особенностью конференции было тесное взаимодействие исследователей с предметом исследования: все – и участники, и гости – должны были заседать в шляпах, шляпы украшали аудиторию, виднелись на афишах, программках и бейджах.
В конференции приняли участие ученые из РГГУ, ИМЛИ РАН, РАНХиГС, РГБ, МПГУ, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московского гуманитарного университета и других вузов и научных организаций, а в дискуссиях участвовали и представители искусства и шляпных индустрий.
Первое заседание – «Джентльмена делает шляпа» – было посвящено роли шляпы в моде и публичном поведении. Л.С. Машанская осветила основные этапы исторической эволюции шляпы – от необходимого предмета одежды до стильного аксессуара, затронув попутно возможности шляпы как эстетического завершения в тех случаях, когда наряд является произведением искусства. В докладе М.А. Кротовской были затронуты проблемы шляпного этикета: когда следует и не следует носить шляпу, как ее вовремя приподнимать. Кроме того, она рассказала о шляпах Елизаветы II и шляпах на пасхальных парадах в Нью-Йорке. О том, какую роль играет шляпа в стиле a-la-russe для современной высокой моды, слушатели узнали из доклада Е.П. Шапченко. Е.В. Бочарова рассказала о китайских мужских головных уборах и их роли в развитии китайского общества. В.С. Макаров осветил образ шляпы, надвинутой на глаза, в английской культуре: кто и почему так делал, и чем различалась символика подобного ношения шляп у влюбленного меланхолика и хулигана. И.И. Лисович на примере английской карикатуры XIX века показала, как виделась роль женщины в шляпке в научном и около-научном сообществе, а Ж.Т. Идрисова рассказала о различных головных уборах и их функциях в эпоху ар-деко.
После безумного чаепития наступило время второго заседания: «Как сделать из ничего семейную сцену, салат и шляпку». Оно было посвящено всевозможным шляпам в литературе, кино, песенной культуре и танце. А.В. Марков на примере идиллических шляп рассказал о ее (шляпы) роли как инструмента философского познания единичных вещей, М.С. Акимова соотнесла функции шляпы в жизни и в творчестве Н.В. Гоголя, В.Я. Малкина изучила шляпу как инструмент магического преобразования мира (разумеется, в лучшую сторону). Из доклада А.Г. Евдокимовой слушатели узнали, как менялся образ Безумного Шляпника в мировом кинематографе, а С.П. Лавлинский поставил непростой вопрос, на который пока нет окончательного ответа: почему злые клоуны никогда не носят шапочки? (На этот счет слушателями и самим докладчиком был высказан ряд смелых предположений). Наконец, в докладе А.Н. Боровикова был поставлен вопрос о взаимосвязи шляпы в песне А. Северного о шляпе и Анапе и куртуазной культуры. Роль и возможности шляпы в танце были показана в завершающем конференцию зажигательном выступлении Т. Богдановой, А. Виноградовой и А. Кокнаевой.
Все доклады сопровождались бурными обсуждениями, в которых затрагивалось множество важнейших вопросов: как связаны женские шляпки и транспортные средства, роль веселящего газа в организации феминистского движения, функции шляпы в становлении гендерного равенства, шляпные обзывательные конструкции («эх ты, шляпа» и др.) и их место в советской культуре, уместность шляпы в научной аудитории и т.п.
Представленные исследования и обсуждения показали значительную роль шляпы в мировой культуре. Шляпа, оказывается, не просто головной убор. Она может также быть инструментом чувственного и рационального познания, волшебного преобразования мира, частью изящного наряда или научной конференции. В общем, конференция убедительно доказала, что все дело в шляпе.