РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




06.10.2016

Международная научная конференция «Теории и практики современного искусства»


3-4 октября в РГГУ прошла Международная научная конференция «Теории и практики современного искусства». Она была подготовлена сотрудниками кафедры кино и современного искусства Факультета истории искусства.

IMG_0320.jpg

Первый день конференции был посвящен преимущественно теоретическим вопросам изучения современного искусства. Участники дискуссии (В.А. Колотаев, С.Ю. Штейн, Б.П. Клюшников, С.А. Филиппов, А.В. Марков и другие) обсуждали особенности изучения современных визуальных, мультимедийных и интерактивных искусств. Были сделаны выводы о возможности более интенсивной адаптации достижений классического искусствознания для изучения современного искусства и необходимости обогатить спектр наук, посвященных современному искусству. Кроме семиотики, социологии искусства и критической теории это могут быть современная философская онтология, герменевтика, теория визуальности и теория культуры. Отдельное внимание было уделено интеграции этих старых и новых дисциплин в общий метод изучения современного искусства.

IMG_0314.jpg

IMG_0329.jpg

Участники дискуссии показывали, что такие методы, как критическая теория и лингвистическая семиотика, имеют объективные ограничения при изучении большинства явлений и достижений современного искусства. Гораздо перспективнее оказываются научные подходы, учитывающие интерактивность современного искусства, трансформацию в нем опыта и работу с памятью.

IMG_0415.jpg

IMG_0337.jpg

IMG_0322.jpg

Второй день конференции был посвящен практикам современного искусства в контексте социокультурных проблем современности и новых концепций творческого акта. В частности, современное искусство не может изучаться только как вид работы с пространством, памятью или эмоцией, поскольку представляет собой сложное моделирование как творческого, так и познавательного акта, является критикой когнитивных привычек и поэтому обогащает не только эстетический опыт, но и исходные подходы гуманитарных наук. Современное искусство поэтому должно изучаться не как создание произведений или как форма социальной критики, и даже не как инструмент эстетического развития, но как когнитивно убедительная модель практического взаимодействия людей с современностью.

IMG_0419.jpg

IMG_0420.jpg

При подведении итогов конференции была особо отмечена важность задач, стоящих перед отечественным современным искусством, учитывающим духовные метафизические поиски прошлого и заявляющем о своем неравнодушии к судьбе человека и общества. 

IMG_0417.jpg