3-4 октября в РГГУ прошла Международная научная конференция «Теории и практики современного искусства». Она была подготовлена сотрудниками кафедры кино и современного искусства Факультета истории искусства.
Первый день конференции был посвящен преимущественно теоретическим вопросам изучения современного искусства. Участники дискуссии (В.А. Колотаев, С.Ю. Штейн, Б.П. Клюшников, С.А. Филиппов, А.В. Марков и другие) обсуждали особенности изучения современных визуальных, мультимедийных и интерактивных искусств. Были сделаны выводы о возможности более интенсивной адаптации достижений классического искусствознания для изучения современного искусства и необходимости обогатить спектр наук, посвященных современному искусству. Кроме семиотики, социологии искусства и критической теории это могут быть современная философская онтология, герменевтика, теория визуальности и теория культуры. Отдельное внимание было уделено интеграции этих старых и новых дисциплин в общий метод изучения современного искусства.
Участники дискуссии показывали, что такие методы, как критическая теория и лингвистическая семиотика, имеют объективные ограничения при изучении большинства явлений и достижений современного искусства. Гораздо перспективнее оказываются научные подходы, учитывающие интерактивность современного искусства, трансформацию в нем опыта и работу с памятью.
Второй день конференции был посвящен практикам современного искусства в контексте социокультурных проблем современности и новых концепций творческого акта. В частности, современное искусство не может изучаться только как вид работы с пространством, памятью или эмоцией, поскольку представляет собой сложное моделирование как творческого, так и познавательного акта, является критикой когнитивных привычек и поэтому обогащает не только эстетический опыт, но и исходные подходы гуманитарных наук. Современное искусство поэтому должно изучаться не как создание произведений или как форма социальной критики, и даже не как инструмент эстетического развития, но как когнитивно убедительная модель практического взаимодействия людей с современностью.
При подведении итогов конференции была особо отмечена важность задач, стоящих перед отечественным современным искусством, учитывающим духовные метафизические поиски прошлого и заявляющем о своем неравнодушии к судьбе человека и общества.