С 10 по 12 марта в РГГУ прошла VII ежегодная студенческая научная конференция «Глаза как зеркало: взгляд и видение в культуре».
С 10 по 12 марта в РГГУ прошла VII ежегодная студенческая научная конференция «Глаза как зеркало: взгляд и видение в культуре», организованная руководителями и участниками семинара «Визуальное в литературе» кафедры теоретической и исторической поэтики ИФИ РГГУ. Выбранная в этом году тема породила, по выражению С.П. Лавлинского, «накал ментальных страстей».
Конференции предшествовала большая рекламная кампания. О проведении конференции узнали студенты из других вузов, например, из МГУ, СГСПУ, ГИТИС, ВШЭ, УрФУ, также возможность участия была предоставлена ученикам 8-9 классов из московской гимназии 1514, которую связывают отношения преемственности со старшими участниками семинара. Впервые за 7 лет проведения конференций доклады, ограниченные регламентом в 10 минут, никак не могли уместиться в двухдневную программу.
Следует отметить концептуальную группировку докладов по тематикам. Первый день по большей части был посвящен феномену взгляда и пристального вглядывания как такового, особого художественного видения в художественном произведении, в театре, в кинематографе, в фотографии. В пятницу внимание аудитории было сосредоточено на анализе лирических произведений, в которых исследовались механизмы видения, на постижении загадочного феномена синестезии в музыке, конструировании взглядов в кинематографе. Суббота прошла за раскрытием понятий «смотреть» и «видеть» в романах, рассказах и пьесах, потому что, как выяснилось, многие находят чрезвычайно занятным глубокий анализ художественного текста. Проявка фото как перформативный акт, эксфрасис в стихотворении, голландская живопись 17 века, пограничные пространства, недопущение смысловой многозначности, совмещение всех органов чувств, цветной слух, черно-белое зрение, процессы короткого замыкания в мозге, обряды, демонические мифы, шаманские сказки, инициации самоопределения... Это только вершина тематического айсберга круга научных изысканий.
Доброй традицией стала перформативно-интерактивная часть. Состоялся просмотр фильма «В шкафу», курсовой работы выпускницы ГИТИСа Дарьи Аксеновой. А в завершающий день конференции, в качестве подведения итогов работы, все присутствующие выразили свои впечатления и эмоции в виде 15-минутных театрализованных представлений.
Спецсеминар «Визуальное в литературе» всегда рад новым участникам.