РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




На факультете культурологии обсудили культурные трансформации мифа об искусственной женщине
05.02.2025

На факультете культурологии обсудили культурные трансформации мифа об искусственной женщине

25 января состоялась встреча научного онлайн-семинара Факультета культурологии РГГУ «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». Аспирант кафедры ИТК РГГУ Татиана Крувко представила доклад на тему «Миф об искусственной женщине: традиция и современность».


С приветственным словом к участникам обратилась научный руководитель семинара – кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории и теории культуры РГГУ Светлана Борисова. Далее слово было передано Татиане Крувко, представившей доклад с презентацией.

В ходе лекции было рассказано об основах философии постгуманизма, представлены древние мифологические сюжеты об искусственных женщинах и проанализированы кинообразы «киборга» сквозь призму расовых, национальных и гендерных проблем общества. Сперва Татиана Крувко дала определение философии постгуманизма, подчеркнув, что основа данного направления состоит в признании постантропоцентризма культуры. В контексте критического течения это означает осознание человеком ответственности за свои действия по отношению к окружающему миру в условиях техногенного развития, а в оппортунистском ключе подразумевает видение технологии в качестве абсолютного блага. Далее лектор обратилась к мифологическим сюжетам, в частности к мифу о Пигмалионе и Галатее, представив истоки зарождения мысли об искусственно конструируемых женщинах. От мифов Татиана Крувко провела линию к автоматонам – механическим куклам, зачастую женского рода, обрётшим популярность в XVIII – XIX вв., но появившихся задолго до этого. Лектор обратила внимание на созданную французским философом Рене Декартом механическую куклу «Франсис» в честь умершей дочери, проанализировав этот исторический факт с точки зрения провозглашенного Декартом дуализма души и тела. Далее лектор указала на то, что постепенное восприятие автоматонов, созданных по большей мере в женском обличии, соответствовало нарастающему в XIX веке представлению о женщине как нечто опасном и демоническом?

После Татиана Крувко обратилась к анализу фильмов. На примере ленты «Метрополис» 1927 года автор раскрыла образ центрального персонажа – киборга «Лже-Марии» сквозь призму гендерной теории, обратив внимание на то, что киборг представлен как создание мужчин, задумавших идеальную женщину, и является репрезентацией гипертрофированной женственности сквозь призму мужского взгляда. Далее лектор выделила ставший классическим теоретический текст о киборгах – манифест Донны Харауэй. В нем исследовательница раскрывает киборгов как техногенных индивидов, способных преодолеть социальные проблемы общества, в частности гендерное неравенство, что отождествляет киборга с женщиной. Проанализировав культовые фильмы жанра фантастики конца XX века, лектор обратила внимание на отсутствие у андрогенных киборгов качеств, присущих образам, представленных в работе Харауэй. Татиана Крувко также подчеркнула, что центральные женские персонажи, выступающие в роли напарников, не ассоциируются с классической женственностью, беря на себя все атрибуты классической маскулинности, становясь в глазах зрителей неким искусственным подобием женщины.

В анализе представленных слушателям современных фильмов, таких как «Побудь в моей шкуре» (2013), «Из машины» (2014), и «Любовь, смерть и роботы» (2019), лектор обратила внимание на многообразие смыслов, которыми обрастает в современном кинематографе образ женщины-киборга – от постколониального дискурса до экологической и социально-политической критики. В вышеупомянутых кинокартинах киборги борются за субъектность доступными способами и противостоят угнетению. Как подчеркнула Татиана Крувко, образ «киборга» благодаря своей открытой конструкции отвечает постмодернисткому характеру современной культуры, которая посредством этого образа выражает общественные надежды, страхи, препятствия и вызовы в условиях техногенной революции.

В ходе дискуссии участники семинара подняли вопрос о репрезентации в кинематографе феномена самообъективации женщин. Отвечая на вопрос, лектор привела в пример три недавно вышедшие киноленты, в центре которых искусственные женщины, воспринимающие свою субъектность сквозь призму мужского взгляда – «Бедные-несчастные», «Барби» и «Субстанция». Слушатели также дополнили доклад несколькими интересными примерами. Так, доцент кафедры истории и теории культуры Александра Тарасова обратила внимание аудитории на рассказ Рэя Брэдбери «Электрическое тело пою!» о создании семьёй электронной бабушки, прокомментировала образ киборга в телесериале конца XX века «Чудеса науки» и поделилась несколькими примерами из южнокорейского кинематографа, порекомендовав такие ленты как «Я не робот» и «Космические чистильщики». Также участники обсудили вопрос пола в контексте репрезентации киборгов и проанализировали традиционные гендерные роли в кино.

Научный семинар «Мифология и фольклор в контексте современной культуры» проходит онлайн несколько раз в семестр. К участию приглашаются все желающие, анонсы и форма для регистрации размещаются заранее в Телеграм-канале семинара.

Текст: Интизор Гулямова
Фото: Интизор Гулямова