РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




В РГГУ состоялось заседание постоянно действующего Студенческого научного объединения «Язык и культура в профессиональной коммуникации» кафедры иностранных языков РГГУ
17.10.2024

В РГГУ состоялось заседание постоянно действующего Студенческого научного объединения «Язык и культура в профессиональной коммуникации» кафедры иностранных языков РГГУ

16 октября 2024 года состоялось второе в осеннем семестре 2024/2025 учебного года заседание постоянно действующего Студенческого научного объединения «Язык и культура в профессиональной коммуникации» под руководством доцентов кафедры иностранного языка Воронцовой И.И. и Якуниной Н.В.


Авторы выступлений и участники Круглого стола – студенты социологического и экономического факультетов – обсудили социальную роль образных языковых средств в поликультурной деловой и профессиональной коммуникации.

Формирование культуры делового общения, проникновение в сферу деловых и профессиональных отношений проявляется в органичном использовании образных единиц, объем исследований которых постоянно увеличивается, поскольку динамично меняется сама стилистика коммуникации. Авторы рассматривают стремительное нарастание количества образных языковых средств в современном деловом общении, для которого ранее было свойственно почти полное отсутствие иностилевых вторжений. Сегодня обширная идиоматика разговорного бизнес-английского делают его познание живым и интересным, ибо он существенно украшает процесс социальной и деловой коммуникации, устраняя излишнюю формальность. На фоне стилистически нейтральных единиц образные речевые фигуры выступают особенно ярко. Идиоматические обороты могут иметь историческое, литературное происхождение, приходить из других языков, высказываний известных людей или профессионального сленга.

Крупные события в мире бизнеса и социума, например, слияние больших компаний или их банкротство, активно влияют на мировую экономику, на курс валют, следовательно, и на повседневную жизнь общества. Журналисты часто прибегают к образным фигурам, чтобы создать запоминающиеся заголовки, привлекающие внимание публики. Поэтому в англоязычных новостях могут встретиться такие обороты речи: a (small) cloud on the horizon – тучка на горизонте, что-то, что предвещает неприятности и проблемы в ближайшем будущем; a big frog in a small pond – большая лягушка в маленьком пруду, намного более образованный и квалифицированный сотрудник, чем требует занимаемая им позиция; dog-eat-dog world – мир, где происходит жесткая конкуренция.

Результаты авторского исследования приводят к лучшему пониманию природы, разнообразия и функций специальной фразеологии как низкочастотного, динамичного и открытого слоя лексики делового английского языка.

    Бизнес-идиомы выполняют в поликультурной коммуникации важнейшие функции:
  • обеспечивают доступность содержания делового общения, касающегося сложных экономических и социальных вопросов;
  • добавляют речи экспрессивности и колоритности;
  • облегчают понимание всего спектра отношений в деловом общении и придают ему необходимую ясность.

Знание идиоматики помогает разрушить барьер межкультурного восприятия, субъективные и односторонние представления об особенностях той или иной нации или культуры, растопить лед (break the ice) в разговоре с иностранными партнерами или коллегами. Даже если деятельность напрямую не связана с бизнесом, бизнес-идиомы могут пригодиться при чтении англоязычных новостей.

Текст: Ирина Воронцова
Фото: Ирина Воронцова