РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Всероссийская конференция «ХХ философские чтения «Анахарсис»
09.10.2024

Всероссийская конференция «ХХ философские чтения «Анахарсис»

13-15 сентября 2024 года в Судаке, поселке Новый Свет, проходила Всероссийская конференция «ХХ философские чтения «Анахарсис», организованная философскими факультетами РГГУ и Крымским федеральным университетом им. В.И. Вернадского. В конференции приняли участие 38 ученых из разных регионов России. География конференции включала Москву, Санкт-Петербург, Саратов, Челябинск, Тамбов, Луганск, Симферополь.


Участниками были представлены российские вузы и научные организации: Институт философии РАН, Институт Китая и современной Азии РАН, Российский государственный гуманитарный университет, Государственный академический университет гуманитарных наук, Российский универсистет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Московский государственный лингвистический университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Северо-западный институт управления – филиал РАНХиГС, Академия русского балета имени А. Я. Вагановой, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Южно-Уральский государсвенный университет (национальный исследовательский университет), Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Луганский государственный университет имени К.Е. Ворошилова, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского. Среди участников Чтений – 18 докторов наук (среди них 1 академик РАН и 1 член-корреспондент РАН), 15 кандидатов наук, 3 аспиранта студент и 1 студент.

Общее тематическое направление конференции – «Человек и антропология: перспективы философских исследований». Чтения открыл доклад академика РАН А.В. Смирнова «Логико-смысловая герменевтика». В докладе были сформулированы основные положения логико-смысловой теории. Сознание определялось с точки зрения его возможностей обеспечивать связность в языке, мире и мышлении. При этом разный характер интуиции связности способен объяснить категориальную разницу философских традиций (докладчик особо остановился на интуициях, греческой и арабской). Было подчеркнуто, что традиция Большой Культуры настаивает на затенении этой разницы.  Логико-смысловая теория докладчика обнаруживает механизм реализации этой интуиции, тем самым ложась в основание смысловой гермененвтики, заполняя пробел в кантовском понимании сознания и самосознания.  Эта герменевтика позволяет обнаружить результаты работы скрытых механизмов сознания как установления связности «что» и «какое», решить проблему соотношения значения и смысла и осознать, что понимание неустранимо вариативно, а смыслов у любого текста всегда не меньше двух.

Второй докладчик – член-корреспондент РАН Л.Т. Рыскельдиева, тема доклада – «Об актуальности психологии философии». В докладе речь шла о месте метафизики в критической философии И. Канта. Её архитектоника, обратила внимание докладчик, подразумевает центральную смысловую роль метафизики, которая призвана скрепить весь критический дискурс в целое. За единство принципа метафизики природы и метафизики нравственности несет ответственность мыслитель. Были поставлены вопросы, референтные для тематики доклада: что нужно делать, чтобы это единство осуществить; подходит ли для этого дела серия мысленных экспериментов, предлагаемых современной философией сознания?; как соотносятся субъект этих экспериментов и реальный человек-мыслитель?

На конференции работало 4 секции: Будущее европейского разума, Homo logicus и другие интеллектуальные агенты, Homo hierarchicus, Антропологизация социального знания. На секции Будущее европейского разума рассматривались вопросы: Кто/что кроме человека имеет право на обладание разумом? Настоятельность проблематизации самого понятия «сапиенса»: что в человеческом разуме должно считаться собственно человеческим, таким, что не может быть переложено на плечи ИИ в ходе человеческой кооперации с инструментальным разумом? Насколько уместно вообще говорить о разуме или разуме вообще? Способна ли восточная мудрость наметить пути выхода из складывающегося негативного сценария и отменить самоупразднение разума? (А.А. Крушинский, А.Н. Данилов, Н.Н. Данилова). В докладах на секции Homo logicus агентные структуры в современной логике были оценены  как на стимул развития логического знания и обсудить перспективы трансформации и переосмысления предмета логики в контексте ее динамических и телеологических аспектов, прагма-семантических и когнитивных исследований, инженерии знаний и генеративного искусственного интеллекта (Е.Н. Лисанюк, В.И. Шалак, Н.А.Головин) В докладах на секции Homo hierarchicus поднималась проблема сходства несходного, возможностей конструирования идентичности на основаниях, синтезирующих традицию и высокие технологии (С.В. Тихонова, Д.С. Артамонов). 

Исследовательское внимание в докладах на секции Антропологизация социального знания было сосредоточено на вопросах: Как сегодня звучит и как может быть услышано социальным исследователем известное «Человек есть мера всех вещей»? Если новейший антропологический поворот в социально-философском знании – контраргумент постгуманизму, то каковы векторы изменения «карты» социальной антропологии как научной дисциплины? Каковы возможные новые зоны приложения социальной антропологии и как может обновиться ее классическое содержание? В частности, были проблематизированы феномены пролиферации вещей в современном обществе (А.Д. Шоркин), интерпретационной активности человека, принадлежащего социальной общности в аспекте специфики оценивания социального (Ю.М. Коротченко), отношения к религии на материале ситуации на современной Украине (О.А. Грива, Ю.В. Норманская), историческая память в нарративах метамодерна (Н.Н. Кузьмин).


Текст: Ю.М. Коротченко
Фото: Л.Т. Рыскельдиева