РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Всероссийская конференция «ХХ философские чтения «Анахарсис»
09.10.2024

Всероссийская конференция «ХХ философские чтения «Анахарсис»

13-15 сентября 2024 года в Судаке, поселке Новый Свет, проходила Всероссийская конференция «ХХ философские чтения «Анахарсис», организованная философскими факультетами РГГУ и Крымским федеральным университетом им. В.И. Вернадского. В конференции приняли участие 38 ученых из разных регионов России. География конференции включала Москву, Санкт-Петербург, Саратов, Челябинск, Тамбов, Луганск, Симферополь.


Общее тематическое направление конференции – «Человек и антропология: перспективы философских исследований». Чтения открыл доклад академика РАН Смирнова А.В. «Логико-смысловая герменевтика». В докладе были сформулированы основные положения логико-смысловой теории. Сознание определялось с точки зрения его возможности обеспечивать связность в языке, мире и мышлении. При этом разный характер интуиции связности способен объяснить категориальную разницу философских традиций (докладчик особо остановился на интуициях, греческой и арабской).

Второй докладчик – член-корреспондент РАН Рыскельдиева Л.Т., тема доклада: «Об актуальности психологии философии». В докладе речь шла о месте метафизики в критической философии И. Канта. Её архитектоника, обратила внимание докладчик, подразумевает центральную смысловую роль метафизики, которая призвана скрепить весь критический дискурс в целое. За единство принципа метафизики природы и метафизики нравственности несет ответственность мыслитель.

На конференции работало 4 секции: Будущее европейского разума, Homo logicus и другие интеллектуальные агенты, Homo hierarchicus, Антропологизация социального знания. На секции Будущее европейского разума рассматривались вопросы: Кто/что, кроме человека, имеет право на обладание разумом? Настоятельность проблематизации самого понятия «сапиенса»: что в человеческом разуме должно считаться собственно человеческим, таким, что не может быть переложено на плечи ИИ в ходе человеческой кооперации с инструментальным разумом? Насколько уместно вообще говорить о разуме или разуме вообще? Способна ли восточная мудрость наметить пути выхода из складывающегося негативного сценария и отменить самоупразднение разума? (Крушинский А.А., Данилов А.Н., Данилова Н.Н.).

В докладах на секции Homo logicus агентные структуры в современной логике были оценены как стимул развития логического знания, и были обсуждены перспективы трансформации и переосмысления предмета логики в контексте ее динамических и телеологических аспектов, прагма-семантических и когнитивных исследований, инженерии знаний и генеративного искусственного интеллекта (Лисанюк Е.Н., Шалак В.И., Головин Н.А.).

В докладах на секции Homo hierarchicus поднималась проблема сходства несходного, возможностей конструирования идентичности на основаниях, синтезирующих традицию и высокие технологии (Тихонова С.В., Артамонов Д.С.).

Исследовательское внимание в докладах на секции Антропологизация социального знания было сосредоточено на вопросах: Как сегодня звучит и как может быть услышано социальным исследователем известное «Человек есть мера всех вещей»? Если новейший антропологический поворот в социально-философском знании – контраргумент постгуманизму, то каковы векторы изменения «карты» социальной антропологии как научной дисциплины? В частности, были проблематизированы феномены пролиферации вещей в современном обществе (Шоркин А.Д.), интерпретационной активности человека, принадлежащего социальной общности в аспекте специфики оценивания социального (Коротченко Ю.М.), отношения к религии на материале ситуации на современной Украине (Грива О.А., Норманская Ю.В.,), исторической память в нарративах метамодерна (Кузьмин Н.Н.).

Текст: Ю.М. Коротченко
Фото: Л.Т. Рыскельдиева