РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Вышел новый номер журнала «Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии» Дайджест №3 за 2024 год
01.10.2024

Вышел новый номер журнала «Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии» Дайджест №3 за 2024 год


Вниманию читателей предлагается тематический выпуск журнала Studia Religiosa Rossica, в котором собраны материалы, посвященные одному из важнейших, но сравнительно мало разработанных в российской академической среде, направлений в области религиоведения – психологии религии.

Номер открывает раздел, посвященный памяти профессора Николая Львовича Мусхелишвили (1945–2022), одного из ведущих исследователей в области психологии религии на постсоветском пространстве, профессора Учебно-научного центра изучения религии. Первая статья этого раздела представляет собой биографическую заметку, восстанавливающую хронологию научного и трудового пути Николая Львовича по архивным документам. Далее предлагается статья, собранная на материалах международного круглого стола памяти профессора Мусхелишвили, прошедшего 13 октября 2023 г. в рамках VI Конгресса Русского религиоведческого общества (Москва, ПСТГУ, гибридный формат). Составленная на расшифровке выступлений участников круглого стола, она раскрывает вышедшую ранее в журнале «Религиоведческие исследования» серию воспоминаний о жизни и работе Николая Львовича.

Раздел «Психология религии» открывает публикация вводной лекции Н.Л. Мусхелишвили по данному курсу. Лекцию предваряет предисловие о курсе, написанное М.М. Базлевым. Публикация данной вводной лекции анонсирует подготовку на основании архива профессора Мусхелишвили монографии, включающей в себя лекционный материал по двум учебным курсам – «Психология религии» и «Религия и наука», планируемой к изданию в течение ближайших нескольких лет. Продолжает ее статья Алексея Двойнина «Из истории советской психологии религии: К.К. Платонов о феномене веры», посвященная анализу наследия еще одного из ключевых советских психологов религии, Константина Константиновича Платонова (1906–1984). Автор прослеживает эволюцию взглядов Платонова на феномен веры. Отталкиваясь от классического противопоставления веры и знания, Платонов выстраивал дискурс антагонизма религии и науки. Несмотря на занимаемую им при этом четко ангажированную позицию, свойственную мышлению и этосу советской науки 1960–1980-х гг., приводящую во многом к необъективному подходу, как показывает автор статьи, одной из первостепенных заслуг Платонова является введение понятия веры в тезаурус советской психологии, стимулировавшее дальнейшие исследования феномена веры.

Раздел “Varia” открывает статья Владимира Шмалия «К определению цифровой теологии». Небольшая по объему, она начинает новый в отечественной литературе дискурс рассмотрения цифровой теологии как актуального сложившегося направления. Автор прослеживает историю развития этого направления, методологические проблемы демаркации его дисциплинарных границ и особенностей, а также открывающиеся новые возможности интеграции данного направления в российском религиозном и академическом пространстве. Вслед за ней идет работа Константина Антонова «Почему религиоведение и теология не являются взаимозаменимыми дисциплинами?». Продолжая длящуюся уже несколько десятков лет в российском академическом пространстве жаркую полемику о соотносимости религиоведения и теологии, автор полагает, что их противостояние в настоящее время не окончено и постепенно ведет к падению престижа научного знания о религии в целом. Проводя последовательный анализ ключевых черт каждой из дисциплин, автор полагает, что необходима консолидация представителей обеих дисциплин, направленная на формирование понятного и академически корректного отклика на экзистенциальный, социальный и культурный запрос, связанный с религией. Закрывает раздел статья Глеба Корнилова «Опыт сопоставительного анализа самовосприятия кряшен по материалам публичных высказываний начала XX в. и современности: самоидентификация и фактор категоризации». Автор обращается к малоизученной проблематике фактора «внешнего взгляда» на сообщество кряшен. Проводя анализ источников, автор выделяет ряд характерных для данной позиции особенностей идентификации, факторов влияния на нее, а также специфику ее формирования.

Завершает номер рецензия Евгения Рашковского «Литургия смерти», написанная им на работу Марка Юнгерсмейера «“Ужас Мой пошлю пред тобою”: Религиозное насилие в глобальном масштабе», вышедшую в издательстве НЛО в 2022 г. в блестящем переводе Алексея Зыгмонта под научной редакцией Александра Агаджаняна.

Читать выпуск журнала «Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии» (№ 3 за 2024 год)

Ключевые слова:
Николай Львович Мусхелишвили, психология религии, кибернетика, когнитивные науки, теологическое образование в России, иезуитские исследования в России; совет по проблеме сознания, теология в России, ИФТИ св. Фомы;  homo religiosus, когнитивное религиоведение; советская психология, советская психология религии, К.К. Платонов, вера; цифровая теология, цифровые гуманитарные исследования, изучение цифровой религии, религия и медиа, религия в цифровую эпоху, теология в цифровую эпоху, цифровая эпоха, кибертеология, контекстуальная теология; религиоведение, теология, гуманитарное знание,  познавательный интерес, дисциплинарная структура, дисциплинарная традиция, диалог;  кряшены, татары, идентичность, самоидентификация, православие

Текст: пресс-служба РГГУ
Фото: пресс-служба РГГУ