В ИАИ состоялась конференция "История современной России глазами школьников и студентов: политика, экономика, культура".
12 марта в Историко-архивном институте РГГУ состоялась Московская городская научно-практическая конференция «История современной России глазами школьников и студентов: политика, экономика, культура». Мероприятие было организовано учебно-научным центром «Новая Россия. История постсоветской России» и факультетом архивного дела ИАИ РГГУ совместно с Городским методическим центром Департамента образования города Москвы.
Общая проблематика конференции охватила вопросы повседневной культуры современной России, проблемы исторической памяти страны, особенности российских территорий и отношения к историко-культурному наследию, роль интернет-ресурсов в формировании исторического сознания, современные направления экономического развития России и многое другое, значение общественных движений и многое другое. В работе конференции приняли участие более 70 учащихся 10 и 11 классов общеобразовательных школ города Москвы, а также студенты РГГУ, обучающиеся по направлению «История» (профиль «История современной России») и другим направлениям подготовки.
Конференцию открыл проректор по учебной работе РГГУ, директор ИАИ А.Б. Безбородов. В своём выступлении он отметил возросший интерес к изучению истории современной России, подчеркнув преемственную связь российской и советской истории. Он обратил внимание на возможности, которые предоставляет введение в научный оборот новых источников. Своеобразие же источниковой базы по истории современной России требует разработки новых методов научного осмысления истории современной России. Проректор указал на важность изучения современной истории и отметил, что в связи с ускорением исторического времени общую картину социально-политических процессов современности можно восстановить на материале нескольких лет, а зачастую даже месяцев. В работе пленарного заседания выступила также руководитель УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» Е.П. Малышева, рассказавшая о роли учебно-научного центра в изучении отечественной истории последних десятилетий. Она отметила два направления, по которым ведётся работа: подготовка кадров в рамках реализации образовательной программы «История современной России» и научно-методическая активность центра – преподаватели УНЦ участвовали в написании около 20 учебников и пособий, являются авторами 15 по данной тематике. Профессор центра А.В. Шубин в своём выступлении дал определение историку современности, который, по его мнению, должен «по горячим следам» собирать исторический материал и воссоздавать достоверную картину происходящего. Профессор Л.Е. Горизонтов рассмотрел плюсы и минусы изучения современной истории, а также призвал историков современности активно искать источники, возвращаясь в том числе к ресурсам устной истории и социологии.
По завершении пленарного заседания участники конференции продолжили работу в секциях «Некоторые ракурсы истории современной России», «Современная Россия и глобальный мир», «Историческая память современной России: прошлое в восприятии молодежи», «Отношение к историко-культурному наследию в современной России и новые социокультурные проекты». В рамках секций докладчики представили результаты проведённых социологических исследований по актуальным вопросам российской истории и современности, обсудили положение России в современном мире, демографические и культурные процессы страны, выделили особенности восприятия истории современными подростками, а также провели дискуссию о традиционной и современной архитектуре, книжной культуре, роли школьного театра и месте субкультур в молодёжной культуре.
По итогам работы конференции участникам были вручены сертификаты, а также книги и памятные подарки с символикой РГГУ.
Нельзя не отметить вклад педагогов, научных руководителей представленных проектов, которые оказали существенную помощь в проведении данного мероприятия. Конференция позволила привлечь внимание школьников и студентов к истории современной России, внести вклад в формирование активной гражданской позиции, целостного междисциплинарного представления об общественно-политических и социально-экономических процессах современности, а также развитие научно-исследовательского потенциала молодёжи.