РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




В РГГУ прошла  встреча СНО «Неомифологизм в литературе и культуре XVIII-XX вв.»
05.06.2024

В РГГУ прошла встреча СНО «Неомифологизм в литературе и культуре XVIII-XX вв.»

5 июня состоялась встреча СНО «Неомифологизм в литературе и культуре XVIII-XX вв.». Темой для обсуждения стал роман Хулио Кортасара «62. Модель для сборки». Это произведение – пример магического реализма, относящегося к неомифологизму.


Чтобы подобрать ключ к разгадке романа, участники обратились к 62 главе «Игры в классики». На эту главу автор дал прямое указании в заглавии: именно в ней зародился замысел будущего романа. В 62 главе Кортасар захотел изобразить различные формы поведения героев, которые не смогли бы поддаться изучению при помощи обычного психологического инструментария. Его герои, как утверждает автор, подобны марионеткам, которые любят, ненавидят и узнают друг друга. Постмодернистский образ куклы, в самом деле, является ключевым в романе «62. Модель для сборки». Герои неоднократно сравнивают себя и друг друга с куклами, посылают их в качестве подарка, кто-то с помощью кукол удовлетворяет свою потребность в игре. Образ куклы неоднозначен. Некоторые пытаются разглядеть в ней замену человеку, другие воспринимают ее лишь как оболочку, скрывающую в себе некий «сюрприз».

На первый взгляд, герои романа очень разные. Однако всех их объединяет образ «города». Город у Кортасара – это особое пространство, лишенное конкретики. Он подобен сну и лабиринту с блуждающими по нему героями. Город в романе, несомненно, мифологизируется. Он соединяет Вену, Париж и Лондон и предстает связующим звеном, той самой точкой, в которой сходятся судьбы всех героев. Так, главному герою Хуану крайне важно узнать, вышла ли его возлюбленная Телль «в город», оказалась ли она там.

Дискуссию вызвал следующий аспект: есть ли смысл «собирать» роман из фрагментов, на которые он разбит, или расценивать эту фрагментарность как особенное художественное средство? Участники склонились к последнему, ведь это еще один способ отражения постмодернистской поэтики в романе.

После обсуждения романа участники пришли к выводу, что в тексте неомифологизируется реальность и сознание с помощью образов города, куклы, особенностей композиции и пространства.

Текст: Докучаева Ольга Игоревна, 2 курс магистратуры, ИФИ
Фото: Конева Анастасия Андреевна, 3 курс бакалавриата, ИФИ