Учёный совет обсудил ряд важнейших вопросов, связанных с качеством гуманитарного образования в университете.
Учёный совет на своем очередном заседании в конце октября обсудил ряд важнейших вопросов, связанных с качеством гуманитарного образования в университете.
Открывая заседание, ректор РГГУ, чл.-кор. РАН Ефим Пивовар еще раз поздравил всех с успешным прохождением аккредитации, а также представил доклад, посвященный проблемам повышения качества гуманитарного образования в РГГУ и тенденциям развития университета в ближайшей перспективе. Ректор также рассказал присутствующим об итогах прошедшей в университете научно-практической конференции «Проблемы гуманитарного образования в России», организованной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Российским государственным гуманитарным университетом под патронажем Ассоциации содействия профессиональной подготовке в гуманитарной сфере и Академической образовательной Ассоциацией гуманитарного знания. Ефим Иосифович отметил, что данная конференция позволила на площадке РГГУ обменяться мнениями и идеями между представителями сферы образования, а также практиками-работодателями. С другой стороны, опыт проведения подобных мероприятий стимулирует к повышению качества самих университетских структур – поиску новых решений и разработке системы стимулирования качества труда.
Ректор продемонстрировал присутствующим данные по контингенту и распределению учащихся в РГГУ по направлениям подготовки и формам обучения. По его словам, динамика развития вуза продолжает оставаться положительной, однако необходимо решить ряд задач. Одной из таких задач становится повышение эффективности работы приемных комиссий факультетов с абитуриентами. Согласно новым положениям, правила приема в университет, а также распределение контрольных цифр приема на 2015 год уже опубликованы на официальном сайте РГГУ, поэтому задача факультетов состоит в грамотной работе с будущими студентами в условиях жесткой конкуренции.
Следующей задачей, которую поставил ректор перед членами Совета, стала разработка предложений по организации ассоциации вузовских преподавателей гуманитарного профиля: «На сегодняшний день существует множество успешных ассоциаций преподавателей и даже Ассоциация ведущих университетов России, однако они объединены либо по предметному принципу либо по принципу статуса учебного заведения. Мне кажется, что назрела необходимость объединения специалистов-преподавателей вузов по всему спектру гуманитарных наук, включая социальные и прикладные. Это позволит консолидировано отвечать на запросы общества по развитию гуманитарного образования в России». По словам ректора, стоит обращать внимание не только на внутривузовские вопросы и развитие науки, но также на общий уровень подготовки школьников, который оставляет желать лучшего. Необходимо выработать эффективные инструменты для повышения уровня знаний у будущих поколений профессионалов, учитывая, что по данным Минобрнауки количество выпускников школ будет снижаться. Также необходимо принимать во внимание и оптимизацию преподавательского состава, согласно нормативам Министерства образования и науки уже скоро на одного преподавателя должно приходиться 12 студентов. Сейчас эти показатели значительно ниже.
В докладе Е.И. Пивовар рассказал о создании в рамках оптимизации работы университета Совета по качеству образования, задачами которого станут координация деятельности различных подразделений, разработка политики повышения качества образования, а также интенсификация работы со студентами. В состав совета вошли проректор по учебной работе А.Б. Безбородов, проректор по учебной работе Н.И. Архипова и начальник Управления по работе со студентами И.Р. Болквадзе, начальник отдела качества и инноваций в образовании РГГУ С.А. Гусова и др.
Ректор отметил также необходимость ориентироваться в вопросах качества образования не только на «сегодня», но и на «завтра» и «послезавтра». По его словам, каждый учебный год демонстрирует различные проблемы в сфере образования, и нужно приложить максимум усилий для их решения; особое внимание ректор обратил на необходимость постоянных замеров уровня фундаментальных знаний среди студентов-первокурсников.
Директор Регионального учебно-научного центра по проблемам информационной безопасности В.Б. Кравченко обратил внимание на то, что упор необходимо делать на информационную поддержку университета, главным образом – на сайт, который, по его словам, «является основным источником официальной информации и для школьников, и для студентов, и для преподавателей, и для проверяющих структур».
Проректор по учебной работе А.Б. Безбородов рассказал о важности проведения процесса оптимизации работы различных структур университета, в рамках которого необходимо учитывать психологическую составляющую, вводить систему стимулов, а также эффективно выходить из возможных конфликтов. По мнению Александра Борисовича, необходимо проводить политику открытости и конкуренции между различными подразделениями и научными коллективами. С ним согласился завкафедрой теории и истории социологии, чл.-кор. РАН Ж.Т. Тощенко, который выразил готовность к совместной работе по повышению продуктивности и качества образования в РГГУ, поскольку у социологического факультета богатый опыт проведения различных исследований студентов и преподавателей РГГУ.
Декан ФИПП А.П. Логунов призвал уделять особое внимание развитию и внедрению информационных технологий в образовательный процесс: «Сейчас мы получаем первое поколение «компьютерных» детей: тех, кто родился и вырос, когда компьютеры стали доступны практически в каждом доме. Их интуитивные способности нельзя оценивать по опыту предыдущих поколений». Он также отметил смену приоритетов в процессе подачи информации: «Детям сейчас нужны не столько знания, сколько умение эти знания интерпретировать». По его мнению, студентам важна способность преподавателей научить их анализу приобретённой информации, эффективному накоплению и распределению знания по компетенциям». Он также отметил, что по статистике более 60% студентов и выпускников склонны ориентироваться на информацию, которую они получают из интернет-ресурсов.
Далее ректор РГГУ обратил внимание на один из центральных по важности аспектов развития университета – магистерские программы. Ефим Пивовар подчеркнул уникальность магистерских программ университета. По его мнению, успешным инструментом для сохранения всей вариативности данных направлений подготовки может служить переход на модульную систему, то есть ежегодное чередование реализуемых магистратур. Также он говорил о необходимости усиленной работы с абитуриентами и учениками Гуманитарного колледжа РГГУ и внёс предложение членам Ученого совета рассмотреть возможность возвращения концепции оценки не только студентов преподавателем, но и преподавателей студентами.
На повестке дня был представлен подробный отчет о работе Ученого совета в 2013/2014, а также планы работы совета в 2014/2015 учебном году. С докладом выступил ученый секретарь Совета РГГУ, директор Государственного института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов М.Н. Дарвин. Так, по итогам прошлого года были образованы шесть новых структурных подразделений, открыты две новые образовательные программы, были приняты Правила приема в университет, одобрен ряд инициатив сотрудников вуза и многое другое.
К утверждению на заседании была представлена Научно-образовательная программа «Центр по изучению и преподаванию истории Холокоста и геноцидов». «Мы осознаем всю важность подобных исследований и поддерживаем инициативу создания подобной структуры, - прокомментировал ректор РГГУ. – Данный центр, создание которого пока только планируется, мог бы стать отдельной программой уже имеющегося у нас Центра Библеистики и Иудаики».
На заседании было отмечено, какое влияние оказала на работу структур университета подготовка к государственной аккредитации: «Аккредитация дала нам колоссальный опыт в плане совместной работы разных подразделений университета. Мы проверили все структуры, утвердили работу целого ряда комиссий, подготовили к аккредитации все учебные планы», - сказал ректор. А.Б. Безбородов также попросил поддержать процесс дальнейшей оптимизации структуры РГГУ.
В заключение заседания Учёный совет принял решение о реорганизации некоторых университетских структур. Так, лаборатория документоведения и лаборатория научно-технических и кинофотофоноархивов и микрографии будут объединены в Лабораторию документоведения и технотронных архивов. Высшую школу документоведения и Учебно-научный центр ПППК «Архивная школа» было решено объединить в Высшую школу документоведения и архивоведения.