РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



В РГГУ прошло заседание СНО «Неомифологизм в культуре и литературе XVIII-XX вв.»
30.05.2024

В РГГУ прошло заседание СНО «Неомифологизм в культуре и литературе XVIII-XX вв.»

29 мая состоялось заседание СНО «Неомифологизм в культуре и литературе XVIII-XX вв.», которое было посвящено обсуждению неомифологизма как художественного принципа в романе Бруно Шульца «Санаторий под Клепсидрой». На обсуждение был вынесен фильм Войцеха Ежи Хаса, снятый по роману Б. Шульца.


Во время анализа текста участники уделили внимание автобиографизму как ведущему литературному приему. Образы близких людей, например, членов семьи писателя, были зафиксированы в романе, а затем и в фильме «Санаторий под Клепсидрой». В тексте мифологизируется реальность, окружавшая биографического автора. Бруно Шульц родился в еврейской семье. Хотя его родители не следовали обычаям, еврейская идентичность все же проявилась в романе и была художественно осмыслена в фильме Войцеха Ежи Хаса. Иосиф К., главный герой «Санатория под Клепсидрой», взрослеет, проходит обряд инициации, соприкасается со смертью. И книга, и фильм показывают обрывочность детских воспоминаний героя. Поднимается проблема не только автобиографизма, но и личной, коллективной памяти. Для изображения фрагментарности памяти в фильме выбран особый киноязык: алогичность повествования, визуальные метафоры, много действующих лиц из разных контекстов, которые встречаются в одном месте. Участники также проанализировали хронотоп текста. Санаторий застыл во времени, пространство существовало по своим собственным законам.

Кроме того, на семинаре обсудили общий историко-литературный контекст, в котором был создан роман. Витольд Гомбрович называл себя, Бруно Шульца и Станислава Виткевича «мушкетёрами польского авангарда межвоенного периода». Помимо влияния польских писателей, текст Б. Шульца испытал влияние Кафки и Манна. Рассмотрев «Волшебную гору» Манна как образец неомифологизма, можно сказать о неомифологических аллюзиях в тексте Шульца.

В заключение обсуждения участники заседания пришли к выводу, что автобиографизм романа является средством для неомифологизации исторической реальности и сознания.

Текст: Докучаева Ольга Игоревна, 2 курс магистратуры, ИФИ
Фото: Конева Анастасия Андреевна, 3 курс бакалавриата, ИФИ